Книпович, Н. М. Экспедиция для научно-промысловых исследований у берегов Мурмана. В 2 т. Т. 1 / сост. Н. М. Книповичем при содействии К. П. Ягодовского и Н. С. Жихарева ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера. – Санкт-Петербург : Товарищество художественной печати, 1902. – VIII, 605 с., XI л. ил., [3] л. карт : ил., табл.
оплошности t o i ’o , кто распоряжается работой. Непомерное загружеше траловой с^зти иломъ, камнями или губками, повреждетя ея, могутъ происходить при самомъ осмотрительномъ и искусномъ веденш ра боты. Не всегда удается даже избежать того, чтобы сеть не запута лась при спуске, особенно при существовать! сильныхъ течешй или при полномъ штиле. Въ последнемъ случае, такъ какъ пароходъ не дрейфуетъ, то сеть трала не оттягивается отъ него, а виситъ въ воде вертикально, плохо расправляется и въ конце концовъ моягетъ ока заться запутавшейся. Въ высшей степени важно при траловомъ лове надлежащее со- отношете между тяжестью трала, длиною вытравленныхъ тросовъ и скоростью хода. Нормой надо считать тотъ случай, когда каждаго изъ тросовъ вытравлена тройная глубина и пароходъ движется со скоростью около четырехъ узловъ. Длина вытравленныхъ тросовъ и быстрота хода мо гутъ,'какъ мы видели, до известной степени компенсировать другъ друга. Если вытравить больше тросовъ при данномъ ходе, тралъ станетъ силь нее забирать грунтъ. Если при данной длине тросовъ увеличить ходъ, тралъ станетъ отделяться отъ дна и при достаточномъ увеличенш хода станетъ просто плыть надъ дномъ. Уменьшая скорость хода, мы дости- гаемъ противоположнаго результата, т. е. того же, какъ и удлинетемъ тросовъ. Далее, если при определенной длине тросовъ и опредЬлен- номъ ходе, комбинащя которыхъ оказалась на практике хорошей, мы вместо прежняго трала употребимъ другой, более легкШ или более тяжелый, то правильность работы будетъ нарушена: легкШ тралъ бу детъ всплывать, тяжелый будетъ слишкомъ сильно врезываться въ грунтъ. Но предположимъ, что мы хорошо установили для даннаго трала ту быстроту (то число оборотовъ машины), съ которой пароходъ дол- женъ идти, чтобы, вытравливая тройную глубину, получить наилучппй результате. Неудачи возмояшы и въ этомъ случае; стоите пароходу перейти во время тралировашя на большую или меньшую глубину, чтобы разсчеты наши оказались нарушенными—тралъ начинаете плыть или, напротивъ, врезаться въ грунтъ; равнымъ образомъ попутное или встречное течете , изменяя скорость двиягетя парохода, моягете нарушить правильный ходъ тралироватя. Само собою понятно, что кроме перечисленныхъ случаевъ не- удачъ и затруднетй при тралированш, независящихъ отъ ошибокъ лица, заведующего работой, можетъ возникать много затруднетй вследствие различныхъ недосмотровъ и ошибокъ. Наиболее опасными — 201 —
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz