Книпович, Н. М. Экспедиция для научно-промысловых исследований у берегов Мурмана. В 2 т. Т. 1 / сост. Н. М. Книповичем при содействии К. П. Ягодовского и Н. С. Жихарева ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера. – Санкт-Петербург : Товарищество художественной печати, 1902. – VIII, 605 с., XI л. ил., [3] л. карт : ил., табл.

оплошности t o i ’o , кто распоряжается работой. Непомерное загружеше траловой с^зти иломъ, камнями или губками, повреждетя ея, могутъ происходить при самомъ осмотрительномъ и искусномъ веденш ра­ боты. Не всегда удается даже избежать того, чтобы сеть не запута­ лась при спуске, особенно при существовать! сильныхъ течешй или при полномъ штиле. Въ последнемъ случае, такъ какъ пароходъ не дрейфуетъ, то сеть трала не оттягивается отъ него, а виситъ въ воде вертикально, плохо расправляется и въ конце концовъ моягетъ ока­ заться запутавшейся. Въ высшей степени важно при траловомъ лове надлежащее со- отношете между тяжестью трала, длиною вытравленныхъ тросовъ и скоростью хода. Нормой надо считать тотъ случай, когда каждаго изъ тросовъ вытравлена тройная глубина и пароходъ движется со скоростью около четырехъ узловъ. Длина вытравленныхъ тросовъ и быстрота хода мо­ гутъ,'какъ мы видели, до известной степени компенсировать другъ друга. Если вытравить больше тросовъ при данномъ ходе, тралъ станетъ силь­ нее забирать грунтъ. Если при данной длине тросовъ увеличить ходъ, тралъ станетъ отделяться отъ дна и при достаточномъ увеличенш хода станетъ просто плыть надъ дномъ. Уменьшая скорость хода, мы дости- гаемъ противоположнаго результата, т. е. того же, какъ и удлинетемъ тросовъ. Далее, если при определенной длине тросовъ и опредЬлен- номъ ходе, комбинащя которыхъ оказалась на практике хорошей, мы вместо прежняго трала употребимъ другой, более легкШ или более тяжелый, то правильность работы будетъ нарушена: легкШ тралъ бу­ детъ всплывать, тяжелый будетъ слишкомъ сильно врезываться въ грунтъ. Но предположимъ, что мы хорошо установили для даннаго трала ту быстроту (то число оборотовъ машины), съ которой пароходъ дол- женъ идти, чтобы, вытравливая тройную глубину, получить наилучппй результате. Неудачи возмояшы и въ этомъ случае; стоите пароходу перейти во время тралировашя на большую или меньшую глубину, чтобы разсчеты наши оказались нарушенными—тралъ начинаете плыть или, напротивъ, врезаться въ грунтъ; равнымъ образомъ попутное или встречное течете , изменяя скорость двиягетя парохода, моягете нарушить правильный ходъ тралироватя. Само собою понятно, что кроме перечисленныхъ случаевъ не- удачъ и затруднетй при тралированш, независящихъ отъ ошибокъ лица, заведующего работой, можетъ возникать много затруднетй вследствие различныхъ недосмотровъ и ошибокъ. Наиболее опасными — 201 —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz