Книпович, Н. М. Экспедиция для научно-промысловых исследований у берегов Мурмана. В 2 т. Т. 1 / сост. Н. М. Книповичем при содействии К. П. Ягодовского и Н. С. Жихарева ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера. – Санкт-Петербург : Товарищество художественной печати, 1902. – VIII, 605 с., XI л. ил., [3] л. карт : ил., табл.

мгЬшокъ трала въ тотъ моментъ подъема, когда нижнШ конецъ мотни достигаетъ верхпяго края фальшборта. Отверспе на заднемъ концгЬ мотни затемъ развязывается и со­ держимое трала вываливается на палуб}^. Далеко не всегда процессъ подниматя трала идетъ такъ без- нреиятственно. Иногда тралъ до такой степени загружается иломъ и камнями или крупными губками (о чемъ будетъ сказано ниже], что вытащить его цгЬликомъ изъ воды оказывается невозможнымъ, такъ какъ можно быть увереннымъ, что сеть при подъеме не выдержитъ громадной тяжести заключеннаго въ пей матер 1 ала и или оторвется отъ нижней подборы, или лопнешь. Въ этихъ случаяхъ чаще всего прибЬгаютъ къ следующему пр!ему: тралъ нЬсколько приподнимаютъ, оставляя более или менее значительную часть мотни въ воде, закрЬ- пляютъ ее въ этомъ положения у борта и даютъ ходъ. Вода' вымы- ваетъ илъ изъ сЬти трала, и по прошествш более или менЬе длин- наго времени мотня трала оказывается настолько облегченной, что ее безъ особыхъ затруднешй вытаскиваютъ съ помощью талей, какъ было описано выше. Иногда встречаются и друпя затруднения при вытаскиванш от­ тертролля. Не всегда оказывается возможнымъ вытащить нижнюю под­ бору сильно загруженнаго трала обычйымъ способомъ: при попыткахъ поднять ее съ помощью прикрепленнаго къ ней троса этотъ последний ло­ пается или сеть отрывается отъ подборы. Въ эт.омъ случае приходится на­ кладывать стройны на крылья траловаго мешка, захватывая вместе съ сетыо н обе подборы, и постепенппо вытаскивать весь мешокъ талями, чтобы затемъ, когда онъ будетъ приподнять, ннриступить къ отмыванию грунта ходомъ. Далее, въ техъ случаяхъ, когда тралъ загружается круп­ ными губками, очевидно, промывате ходомъ не можетъ помочь делу; при этомъ иногда приходится, приподнявъ часть мотни ипадъ поверхностью моря, спустить на веревке за бортъ матроса, который прорезываешь ножомъ въ мотне отверсйе, влезаётъ внутрь мотни ни выбрасываешь губки, пока тралъ не облегчится въ достаточной степени. Значительный затруднения встречаются, далее, при подъеме трала въ томъ случае, если онъ оказывается спутаннымъ или более или менее сильно поврежденнымъ. Подъемъ трала въ этихъ случаяхъ можетъ быть деломъ оченнь мешкотнымъ и тяягелымъ и требовать много находчивости и сообразнтельностнн отъ лица, управляющаго траловымъ ловомъ. Все описаннныя выше затруднения могутъ встречаться при рабо­ тахъ съ оттертроллемъ совершенно независимо отъ какой-либо ошибки, — 200 —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz