Книпович, Н. М. Экспедиция для научно-промысловых исследований у берегов Мурмана. В 2 т. Т. 1 / сост. Н. М. Книповичем при содействии К. П. Ягодовского и Н. С. Жихарева ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера. – Санкт-Петербург : Товарищество художественной печати, 1902. – VIII, 605 с., XI л. ил., [3] л. карт : ил., табл.

— 1 9 2 шя отделены отъ распорныхъ досокъ, а эти п о сл ед т я прочно укре ­ плены талями у борта. Прежде всего соединяютъ переднюю доску трала съ тросомъ; отъ правой половины кормовой лебедки тросъ, какъ мы видимъ на рис. 34, идетъ къ правому большому вертикальному барабану (г), по­ мещенному передъ лаборатор1ей; отъ этого барабана тросъ нроходитъ черезъ шкивъ, укрепленный на углу лабораторной рубки (онъ ви- денъ на рис. 34—36 и 38), оттуда идетъ прямо къ доске, и крепится къ ней при помощи большой прочной скобы. Когда тросъ соеди- ненъ съ доской, тали, на которыхъ держится доска, отдаютъ и послед­ няя свободно повнсаетъ на тросе, проходящемъ черезъ роульсъ. . Между темъ пароходъ ставятъ левымъ бортомъ противъ ветра и затемъ начинаютъ выбрасывать за бортъ сеть трала. Такъ какъ ветромъ пароходъ несколько дрейфуетъ, то сеть не только пе иодплываетъ подъ корпусь сз^дна, а, напротивъ, оттягивается отъ борта и распра­ вляется. Благодаря прозрачности морской воды, следить за этимъ очень удобно. Когда сеть хорошо расправится, приступаютъ къ са­ мому спуску. Нужно быть очень внимательнымъ, чтобы при спуске не запутать трала или его тросовъ въ виптъ. Чтобы тросы или тралъ не могли приблизиться къ винту, руль кладется несколько влево 10°) и дается полный ходъ. Пароходъ описываетъ кругъ большого д1аметра; траловая сеть съ тросами трала остается все время напра­ вленной несколько въ сторону отъ парохода подъ острымъ угломъ къ его продольной оси, а полный ходъ парохода удерживаетъ сеть въ расправленномъ виде и не позволяетъ ей спутываться. Мы видели, что сеть трала спускаютъ съ наветренпаго леваго борта парохода, причемъ продольная ось трала имеетъ, очевидно направление перпендикулярное къ оси судна. Во время самаго трали- ровашя оттертролль тянется за кормой парохода и направлете его оси совпадаетъ съ направлетемъ оси судна. Такимъ образомъ во время спуска тралъ должеггь повернуться на 90°. Процессъ спуска оттертролля изображенъ на рис. 34. Соединивъ, какъ сказано выше, передни! (правый.) стальной тросъ съ передней (т. е. левой) распорной доской оттертролля и освободивъ эту доску отъ удерживавшихъ ее талей, начинаютъ травить тросъ и опускаютъ его распорную доску въ воду. Затемъ быстро соединяютъ левый тросъ съ задней, т. е. правой, распорной доской оттертролля и освобождаютъ последнюю отъ ея талей. После этого продолжатотъ травить уже оба троса (рис. 34 А), между тЬмъ какъ пароходъ, идя по прежнему пол'нымъ ходомъ, движется по дуге влево (делаетъ цирку-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz