Книпович, Н. М. Экспедиция для научно-промысловых исследований у берегов Мурмана. В 2 т. Т. 1 / сост. Н. М. Книповичем при содействии К. П. Ягодовского и Н. С. Жихарева ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера. – Санкт-Петербург : Товарищество художественной печати, 1902. – VIII, 605 с., XI л. ил., [3] л. карт : ил., табл.

распорной доски и перенесешя ее. иа палубу парохода. Шлюпбалки распорныхъ досокъ и ихъ тали видны на рис. 33, 35 и 36. Какъ мы увидимъ ниже, оттертролль спускается у насъ съ лгЬ- ваго борта, а буксируется во время тралировагпя за кормою. Чтобы за­ крепить его здгЬсь, пользуются двумя стальными тросами съ большими крюками (гаками) на конце. Эти тросы соединены однимъ концомъ съ цепями, прикрепленными къ двумъ кнехтамъ на кормовой части палубы (q на плане верхней палубы), и проходящими сквозь клюзы по бокамъ кормы. Концы тросовъ, снабженные гаками, находятся на палубе. Когда пароходъ находится въ море для работъ, сеть трала обы­ кновенно соединена съ досками и лежитъ аккуратно сложенная на палубе у леваго борта на особомъ низкомъ досчатомъ помосте, слу- жащемъ для того, чтобы сеть по возможности не мокла на палубе. Если не предполагается работать траломъ, то тросы, на которыхъ производится тралироваше, разобщаютъ отъ распорныхъ досокъ, а эти последшя прочно укрепляютъ у борта съ помощью короткихъ талей. Для этого доску подтягиваютъ вплотную къ роульсу, такъ что цепи ея проходятъ черезъ роульсъ; затемъ зацепляютъ одинъ конецъ талей за кольцо, соединяющее все 4 цЬпи распорной доски, другой за крепкое кольцо, укрепленное на палубе; тали стягиваютъ и рас­ порная доска остается прочно укрепленной у борта. Чтобы дополнить описаше приспособлен^ для работъ съ оттер- троллемъ на пароходе „Андрей Первозванный41 намъ остается упомя­ нуть, что къ стене лабораторш на левомъ заднемъ углу прикрепленъ шкивъ, черезъ который проводить къ барабанамъ лебедкп тросъ, слу­ жащей для поднимания нижней подборы, и что прочная стальная би- зань-мачта снабжена талями, служащими для вытаскивашя сети трала въ томъ случае, если она сильно нагружена и не можетъ быть безъ затруднешя поднята руками. Оппсапиое устройство приспособлешй для работы съ помощью оттертролля резко отличается отъ обыкповеннаго располоягешя и устройства этихъ приспособлетй на пароходахъ - троулерахъ. Оно явилось, какъ результатъ приспособления парохода яхтеннаго типа къ траловымъ работамъ. Устройство это, какъ можно было убедиться иа практике, вполне целесообразно и удобно. Единственное неудобство— недостаточность свободнаго места на палубе у леваго борта, гд е вы­ таскивается тралъ. Разсмотрнмъ •процессъ работы съ помощью оттертролля, исходя изъ того положетя, когда стальные тросы, служаице для тралирова- — 191 —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz