Книпович, Н. М. Экспедиция для научно-промысловых исследований у берегов Мурмана. В 2 т. Т. 1 / сост. Н. М. Книповичем при содействии К. П. Ягодовского и Н. С. Жихарева ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера. – Санкт-Петербург : Товарищество художественной печати, 1902. – VIII, 605 с., XI л. ил., [3] л. карт : ил., табл.
полоса. Передшй и нпжнШ уголъ доски закругленъ, чтобы доска ме нЬе цЬилялась за грунтъ. На внутренней, т. е. обращенной къ сере- динЬ трала, поверхности доски прикреплены четыре толстыя цЬпи, которыя другимъ концемъ соединены съ короткой толстой цЬпыо, слу жащей для соединешя досокъ со стальными тросами и для закрЬнлешя ихъ у борта, когда работы съ траломъ не производятся. Что касается с'Ьти оттертролля, то она состоитъ изъ бичевки (шкимушгара) изъ манильской пеньки, пропитанной газовой смолою. Ячеи сЬти постепенно уменьшаются по направленно къ мотнЬ; у подборъ ихъ сторона равна 2 дюймамъ, далЬе кзади—i y a дм. и, наконецъ, въ мотнЬ—11/* дм. Такъ какъ въ мотнЬ скопляется весь уловъ, а, слЬдовательно, ей приходится выдерживать наибольшее напряжете, то она сдЬлана бо лЬе прочно, чЬмъ остальная часть трала: при значительно меньшей ячеЬ она сплетена въ 2 бичевки. КромЬ того, такъ какъ вообще ниж ней части траловаго мЬшка приходится тащиться по грунту, по кам- нямъ, то для возможнаго предохранешя отъ слишкомъ быстраго из- наш иватя и случайныхъ разрывовъ нижняя поверхность мЬшка закры вается нЬсколькими „фартуками", сдЬланными изъ такой-же ткани, изъ какой сдЬланъ и самъ тралъ, или изъ другихъ матер1аловъ (иногда изъ кожи). Каждый „фартукъ" своимъ свободнымъ заднимъ краемъ прикрываетъ мЬсто ирикрЬплешя слЬдующаго. НерЬдко для этихъ фартуковъ употребляютъ изношенныя части траловъ. Какъ видно изъ приведеннаго выше чертежа, сЬть оттертролля представляетъ широки! неправильный коничесшй мЬшокъ съ длинной верхней и короткой нижней стороною, быстро съулшваюпцйся кзади и оканчивающейся длинной мотне!! еъ отверс'йемъ на концЬ, завязы- ваемымъ особой веревкой. Черезъ это отверспе, какъ мы увидимъ ниже, и высыпается изъ трала рыба и другой попавний въ него ма- тер1алъ (различныя животныя, растетя , камни, илъ и т. п.). Перед шй входъ въ мотню съуженъ, какъ видно на чертежЬ, для того, чтобы рыба, попавшая въ мотню, не могла выйти обратно. Намъ остается еще упомянуть о двухъ тросахъ, прикрЬпленныхъ одинъ (к на рис. 30) къ нижней подборЬ, другой (i) къ концу мотни. Первый служить для поднимашя нижней подборы на бортъ при вытаскивал in оттертролля изъ воды; о немъ намъ придется еще говорить ниже. Второй служитъ предохранительнымъ приспособлешемъ и позволяетъ, въ случаЬ надобности, вытащить мотню за задшй конецъ. Переходя къ описание работъ съ оттертроллемъ, мы доллшы раз- смотрЬть тЬ спещальныя приспособлетя для этихъ работъ, которыя — 188 —
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz