Книпович, Н. М. Экспедиция для научно-промысловых исследований у берегов Мурмана. В 2 т. Т. 1 / сост. Н. М. Книповичем при содействии К. П. Ягодовского и Н. С. Жихарева ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера. – Санкт-Петербург : Товарищество художественной печати, 1902. – VIII, 605 с., XI л. ил., [3] л. карт : ил., табл.

по 1900 г. выразился увеличетемъ числа рыболовныхъ пароходовъ отъ 1 до 134. Переходя къ описанпо оттертролля, мы должны сделать несколько общихъ замечанШ объ идее, принципе этого орудия. Оттертролль или оттертрауль (Ottertrawl) представляетъ собою въ сущности особаго рода неводъ, который пароходъ тащитъ за собою по дну на двухъ стальныхъ тросахъ. Главная особенность этого невода заключается въ томъ, что при движ ети судна крылья невода расходятся, открывая входъ въ него. Для этого крылья его прикрепляются къ особаго устройства доскамъ, вертикально стоящимъ въ водЬ при движ ети судна и соединеннымъ съ упо­ мянутыми стальными тросами; доски эти устроены такъ, что при д виж ети судна вследстте д авл е тя воды на ихъ внутрентя , т. е. обращенныя къ средней лиши невода, поверхности оне удаляются другъ отъ друга, расходясь вправо и влево, растягивая въ разныя стороны прикрепленныя къ нпмъ крылья невода и такимъ образомъ открывая, какъ было упомянуто выше, входъ въ него. Существуетъ целый рядъ рыболовныхъ орудШ, представляющихъ собою въ сущности невода, которые судно тащитъ но дну, и целый рядъ щлемовъ и прпспособлетй, служащихъ для того, чтобы такой неводъ шелъ открытымъ, чтобы крылья его не сходились и не за­ крывали входъ въ него. Такъ, неводъ могутъ тащить по дну два па­ раллельно идущихъ судна; одно судно можетъ дрейфовать, прикре- пивъ тросъ отъ одного изъ крыльевъ къ носу, другой къ корме; да­ лее, судно можетъ, стоя на якоре, выбирать съ помощью лебедки тросы, идунце къ концамъ крыльевъ завезеннаго съ него и спущен- наго на дно невода. Моягно, также, вставить между концами крыльевъ распираюицй ихъ шестъ—таковъ принципъ предшественника оттер­ тролля, такъ называемаго бимтролля (Beamtrawl), и другихъ более мел­ кихъ орудш того яге типа (германская Кигге): здесь верхняя подбора прикрепляется къ горизонтальной мачте (биму), снабженной на кон- цахъ салазками изъ выгнутыхъ железныхъ нолосъ, которыя удержи- ваютъ бимъ на некоторомъ разстоянш отъ дна и служатъ местомъ прикреплеш'я крыльевъ невода, между темъ какъ длинная нижняя подбора невода волочится при движ ети судна по дну. Особенность оттертролля сравнительно съ предшествовавшимъ ему бимтроллемъ въ томъ и заключается, что неуклюжую, неудобную для работъ распорную мачту (бимъ) удалось устранить, заменивъ прикрепленными къ концамъ крыльевъ невода (т. е. траловаго мешка) распорными досками (Scheer- bretter). Распорныя доски делаются изъ толстыхъ досокъ и оковываются — 184 —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz