Книпович, Н. М. Экспедиция для научно-промысловых исследований у берегов Мурмана. В 2 т. Т. 1 / сост. Н. М. Книповичем при содействии К. П. Ягодовского и Н. С. Жихарева ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера. – Санкт-Петербург : Товарищество художественной печати, 1902. – VIII, 605 с., XI л. ил., [3] л. карт : ил., табл.

течешемъ на S со скоростью 60 метровъ (100 + 60: 2 = 80), такъ и нижнимъ течешемъ на N со скоростью 20 метровъ (100—20=80). Со случаемъ этого рода намъ пришлось встретиться у береговъ Новой Земли летомъ 1901 г. Для опытовъ съ помощью описаннаго прибора, который всякШ легко можетъ приготовить самъ, хотя бы изъ пары одинаковыхъ болыпихъ жестянокъ, пароходъ „Андрей Первозванный" становился на якорь на двухъ связанныхъ между собою кошкахъ, прикреплен- ныхъ къ толстому стальному тросу, употребляемому при работахъ съ оттертроллемъ. Надо прибавить, что вообще способъ этотъ довольно грубый и неточный и и зобретете вполне надежнаго и достаточно точнаго при­ бора для определетя направления и скорости т еч е тй на разныхъ глубинахъ прпнадлежитъ къ числу наиболее настоятельныхъ потреб­ ностей современной гидрологш. Недавно былъ нзобретенъ весьма интересный апиаратъ для этой цели проф. Ф. Нансенъ :;:); дальнейшее опыты съ нимъ должны пока­ зать, насколько онъ практичепъ и удобенъ. Другой аипаратъ для опре­ деления течетй , еще, насколько мы знаемъ, не описанный, изоб- ретенъ недавно известнымъ шведскпмъ гидрологомъ проф. Петтерс- сономъ. Для определен1я прозрачности воды употреблялся обыкновенный дискъ Секки 25 см. въ д1аметре. Это металлическш дискъ съ отвер- ст1емъ посредине, черезъ которое пропускается линь, служ ащ т для онускашя прибора; къ этому линю подъ дискомъ прикрепляется гиря, удерживающая линь съ дискомъ въ вертикальномъ положение. Верхняя сторона диска выкрашена белилами въ белый цветъ. Дискъ опускаютъ въ воде до техъ поръ, пока онъ не скроется изъ вида, и тщательно замечаютъ, на какой глубине это произошло; затемъ его приподни- маютъ, пока онъ не станетъ виденъ, и вновь замечаютъ глубину. Чемъ прозрачнее вода, темъ на большей глубине можно различать дискъ. Какъ было уже упомянуто въ главе первой I -ой части, для гидро- логическихъ работъ употреблялся топгай (3 миллиметра въ д1аметре) гибгай тросъ изъ кремнистой бронзы. Тросъ этотъ былъ намотанъ на барабанъ передней лебедки, съ помощью которой и производились почти все гидрологичесшя работы. Избавляя команду парохода отъ безполезной работы, прим енете паровой силы для опускатя и под- *) V . W a l f r i e d E k m a n . „On a new Current-Meter inven ted by Prof. F ridtjof Nansen". „Nyt Magazin for N atu rv idenskab .“. Vol. 39, H. 2. K ristiania. 1901. — 1 8 2 —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz