Книпович, Н. М. Экспедиция для научно-промысловых исследований у берегов Мурмана. В 2 т. Т. 1 / сост. Н. М. Книповичем при содействии К. П. Ягодовского и Н. С. Жихарева ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера. – Санкт-Петербург : Товарищество художественной печати, 1902. – VIII, 605 с., XI л. ил., [3] л. карт : ил., табл.

донныхъ шлюпки американскаго типа, такъ называемыя дори (dory). Съ помощью этихъ шлюпокъ можно было работать лишь съ короткими ярусами; позднее для промысла ярусного брали на буксиръ шлюпку болынаго размера, чемъ дори. Д ве лодки Даля (Рис. 20), заказанныя въ 1899 г., были одна дли­ ною 29 футовъ 6 дюймовъ, шириною 8 ф. 3 д., другая длиною 28 ф. 1 д., шириною 7 ф. 11 д. Лодки эти имеютъ въ носу и корме воз­ душные ящики, полную палубу съ большими люками, открываемыми во время промысла, каюту въ передней части и две мачты съ рейко- выми парусами и кливеромъ. Морсюя качества этихъ лодокъ оказа­ лись вполне хорошими, лодки эти вполне безопасны. Недостатокъ ихъ, впоследствш исправленный, заключался въ неудобномъ поло- женш каюты (впереди), мЬшавшемъ при вытягиванш яруса. На рис. 20 изображена лодка этого типа, построенная позднее въКолеяшЬ. Цель работы промысловыхъ судовъ была въ 1899 г. дво­ якая; съ одной стороны, предполагалось выяснить качества этихъ судовъ и пригодность ихъ для рыбнаго промысла въ нашихъ водахъ и съ нашими промышленниками и познакомить населеше съ этими новыми типами судовъ (надо заметить, что M H o rie изъ нашнхъ про- мышленниковъ въ то же время и строители лодокъ и новые x o p o n i i e типы судовъ могли обогатить ихъ новыми поняпями касательно про­ мысловыхъ лодокъ); съ другой стороны, мы разсчитывали съ помощью этихъ судовъ изследовать прибрежную часть промысловыхъ водъ по отношенио къ распределетю рыбы. Чтобы заинтересовать промыш- ленниковъ въ успехе промысла, имъ кроме жалованья и содерягашя отдавали и долю улова. Работа этихъ судовъ, несомненно, принесла известную пользу, но далеко меньшую, чемъ можно было бы ожи­ дать. Во всякомъ случае работа ихъ въ течете лета 1899 года имела совершенно второстепенное значеше. Перейдемъ теперь къ описанью главнейшихъ изъ техъ научныхъ и промысловыхъ орудШ, которыя употребляются или употреблялись на пароходе „Андрей Первозванный" и другихъ судахъ экспедищи. Некоторый изъ нихъ не входили въ первоначальное снаряжеше паро­ хода и частью были даже изобретены позднее. Здесь мы оиишемъ и эти приборы, хотя работа съ помощью ихъ началась у насъ гораздо позднее (15-футовой и 21-футовой пелагической сеткой лишь въ 1901 г.). То сна- ряж ете , существенный части котораго здесь описываются, соответ­ ствуем собственно положенно дела летомъ 1901 г. Было бы излиш- нимъ подробно прослеживать въ хронологическомъ порядке после­ довательный изменешя, улучш етя и дополнешя въ снарялгенш. Едва — 160 —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz