Книпович, Н. М. Экспедиция для научно-промысловых исследований у берегов Мурмана. В 2 т. Т. 1 / сост. Н. М. Книповичем при содействии К. П. Ягодовского и Н. С. Жихарева ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера. – Санкт-Петербург : Товарищество художественной печати, 1902. – VIII, 605 с., XI л. ил., [3] л. карт : ил., табл.
донныхъ шлюпки американскаго типа, такъ называемыя дори (dory). Съ помощью этихъ шлюпокъ можно было работать лишь съ короткими ярусами; позднее для промысла ярусного брали на буксиръ шлюпку болынаго размера, чемъ дори. Д ве лодки Даля (Рис. 20), заказанныя въ 1899 г., были одна дли ною 29 футовъ 6 дюймовъ, шириною 8 ф. 3 д., другая длиною 28 ф. 1 д., шириною 7 ф. 11 д. Лодки эти имеютъ въ носу и корме воз душные ящики, полную палубу съ большими люками, открываемыми во время промысла, каюту въ передней части и две мачты съ рейко- выми парусами и кливеромъ. Морсюя качества этихъ лодокъ оказа лись вполне хорошими, лодки эти вполне безопасны. Недостатокъ ихъ, впоследствш исправленный, заключался въ неудобномъ поло- женш каюты (впереди), мЬшавшемъ при вытягиванш яруса. На рис. 20 изображена лодка этого типа, построенная позднее въКолеяшЬ. Цель работы промысловыхъ судовъ была въ 1899 г. дво якая; съ одной стороны, предполагалось выяснить качества этихъ судовъ и пригодность ихъ для рыбнаго промысла въ нашихъ водахъ и съ нашими промышленниками и познакомить населеше съ этими новыми типами судовъ (надо заметить, что M H o rie изъ нашнхъ про- мышленниковъ въ то же время и строители лодокъ и новые x o p o n i i e типы судовъ могли обогатить ихъ новыми поняпями касательно про мысловыхъ лодокъ); съ другой стороны, мы разсчитывали съ помощью этихъ судовъ изследовать прибрежную часть промысловыхъ водъ по отношенио къ распределетю рыбы. Чтобы заинтересовать промыш- ленниковъ въ успехе промысла, имъ кроме жалованья и содерягашя отдавали и долю улова. Работа этихъ судовъ, несомненно, принесла известную пользу, но далеко меньшую, чемъ можно было бы ожи дать. Во всякомъ случае работа ихъ въ течете лета 1899 года имела совершенно второстепенное значеше. Перейдемъ теперь къ описанью главнейшихъ изъ техъ научныхъ и промысловыхъ орудШ, которыя употребляются или употреблялись на пароходе „Андрей Первозванный" и другихъ судахъ экспедищи. Некоторый изъ нихъ не входили въ первоначальное снаряжеше паро хода и частью были даже изобретены позднее. Здесь мы оиишемъ и эти приборы, хотя работа съ помощью ихъ началась у насъ гораздо позднее (15-футовой и 21-футовой пелагической сеткой лишь въ 1901 г.). То сна- ряж ете , существенный части котораго здесь описываются, соответ ствуем собственно положенно дела летомъ 1901 г. Было бы излиш- нимъ подробно прослеживать въ хронологическомъ порядке после довательный изменешя, улучш етя и дополнешя въ снарялгенш. Едва — 160 —
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz