Книпович, Н. М. Экспедиция для научно-промысловых исследований у берегов Мурмана. В 2 т. Т. 1 / сост. Н. М. Книповичем при содействии К. П. Ягодовского и Н. С. Жихарева ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера. – Санкт-Петербург : Товарищество художественной печати, 1902. – VIII, 605 с., XI л. ил., [3] л. карт : ил., табл.
— 158 — шенствовашемъ батометра, о которомъ будетъ сказано ниже, мы имЬемъ теперь возможность успешно выполнять гидрологичестя работы даже при очень неблагопр 1 ятныхъ внешнихъ услов1яхъ. Удобное з^ ст ро йс тв о парохода и целесообразность главнейшихъ его приспособлен^, а равно и хоронпй ходъ и хорошая морсшя каче ства парохода делали работу съ него въ общемъ весьма производи тельной, хотя, конечно, очень много пришлось поработать, чтобы до вести технику изследовашй до того уровня, какого она достигла къ тому времени, когда пишутся эти строки, т. е. къ концу 1901 г. Считаемъ необходпмымъ повторить ту оговорку, которая была уже сделана во введенш. Говоря о хорошихъ качествахъ и удобномъ устройстве парохода, целесообразности приспособлетй для научныхъ работъ, мы менее всего хотимъ сказать, что все въ этомъ пароходе кажется намъ и теперь сделаннымъ, какъ нельзя лучше. Опытъ, пртбретенный въ течете первыхъ яге летъ работы па рохода „Андрей Первозванный", указалъ намъ не мало недочетовъ въ устройстве парохода, по счастно, однако, имеющихъ второстепен ное значеше. Несомненно, что теперь моягно было бы построить за те же деньги пароходъ, еще лучше приспособленный для научнопро мысловыхъ изследовашй; но не следуетъ забывать, что пароходъ „Андрей Первозванный" былъ первымъ по времени пароходомъ для научнопромысловыхъ изследовашй, вооруженнымъ современными мощ ными орудьями изследовашя, каковы оттертролль и тралъ Петерсена. Надо иметь въ виду также, что всеми приспособлетями мы должны были снабдить пароходъ небольшой, вследств1е чего на каждомъ шагу должны были сталкиваться съ теснотою, недостаткомъ места. Сравнительно быстрое выполнеше работъ и хоронйй ходъ паро хода, увеличивая продуктивность нашей работы, делали зато работу эту по временамъ очень утомительной для ученаго персонала экспедищи. Не успевали мы справиться съ матер1аломъ, добытымъ на одной стан- щи, какъ оказывались на следующей; снова пускались въ дело наши сильно действуюнця оруд1я, снова добывалась масса матер1ала, такъ шло дело и днемъ, и ночью—и нередко члены экспедицш возврата-' лись изъ рейса сильно усталыми. Дополнетемъ къ работе парохода „Андрей Первозванный" служила работа парусныхъ судовъ. Во-первыхъ, въ распоряженш экспедищи оставался тендеръ „Поморъ", главное судно экспедицш въ течете пер- ваго года ея работъ. Далее въ Норвегш были заказаны новые типы ■промысловыхъ судовъ— палубная сендмерская лодка (Sondmorske
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz