Книпович, Н. М. Экспедиция для научно-промысловых исследований у берегов Мурмана. В 2 т. Т. 1 / сост. Н. М. Книповичем при содействии К. П. Ягодовского и Н. С. Жихарева ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера. – Санкт-Петербург : Товарищество художественной печати, 1902. – VIII, 605 с., XI л. ил., [3] л. карт : ил., табл.

гутъ производиться зд'Ьсь независимо отъ того, свободна ли кормовая лебедка или нЬтъ. Въ нЬкоторыхъ случаяхъ оказывалось даже возмож- нымъ одновременно вести работы съ помощью обЬихъ лебедокъ, напр., при совершенно тихой погодЬ подъемъ трала въ кормовой части можетъ идти одновременно съ какими-нибудь работами съ помощью носовой лебедки. Въ нЬкоторыхъ случаяхъ весьма полезна была также малая шлюпбалка у праваго борта въ кормовой части, при которой устроена небольшая ручная лебедка съ бронзовымъ линемъ. Съ помощью этой шлюпбалки можно было спускать малыя пелаги ч е с т я сЬтки, дискъ Секки и вообще мелшя оруд1я. Считаемъ необходимымъ обратить внимаше на одинъ щнемъ съ иерваго взгляда маловажный, но имЬвнйй для насъ чрезвычайно большое значеше. Въ началЬ работъ съ парохода мы часто не могли выполнять гидрологическихъ работъ вслЬдств1е бурной погоды и зна- чительнаго волнешя. Неразъ въ 1899 г. мы были вынуждены уходить со станцш, гдЬ спускали тралы и получали очень интересные результаты, не пр оизведя гидрологическихъ работъ и не выяснивъ такимъ образомъ условгй жизни животныхъ въ данномъ мЬстЬ. Полученные нами зоо- логичесше результаты оставались въ такихъ случаяхъ подчасъ зага­ дочными и лишь гораздо позднЬе удалось болЬе или менЬе разга­ дать всЬ эти загадки. Короче, въ началЬ работъ мы часто не могли произвести гидрологичесшя работы въ то время, когда нЬкоторыя зоологичесшя работы и въ частности работы съ тралами (оттертролль, тралъ Петерсена) выполнялись успЬшно. Уже въ первые мЬсяцы 1900 г. было замЬчено, что гидрологи- чесгая работы съ парохода „Андрей Первозванный" могутъ успЬшно выполняться и въ довольно свЬжую погоду. Для этого пароходъ ставили кормою противъ вЬтра и давали заднгй ходъ, регулируя его такъ, чтобы пароходъ оставался болЬе или менЬе на одномъ мЬстЬ. Судить объ этомъ можно было по спущеннымъ за бортъ тросамъ съ приборами. Благодаря этому простому щнему, оказалось возможнымъ вы­ полнять гидрологичесшя работы даже при такой погодЬ, когда спускать оттертролль оказывалось невозможнымъ или по крайней мЬрЬ слиш­ комъ опаснымъ, такъ какъ при этомъ пароходъ, какъ мы увидимъ ниже, долженъ становиться неподвижно бортомъ противъ вЬтра, а при такомъ положети легко могъ быть смытъ съ палубы кто-либо изъ команды. Понятно, какое значеше имЬетъ этотъ пр1емъ для насъ, рабо- тающихъ въ такомъ негостепршмномъ, бурномъ морЬ, какъ Ледовитый океанъ, а особенно въ весеннее, осеннее и зимнее время. Съ усовер- — 157 —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz