Книпович, Н. М. Экспедиция для научно-промысловых исследований у берегов Мурмана. В 2 т. Т. 1 / сост. Н. М. Книповичем при содействии К. П. Ягодовского и Н. С. Жихарева ; Ком. для помощи поморам Рус. Севера. – Санкт-Петербург : Товарищество художественной печати, 1902. – VIII, 605 с., XI л. ил., [3] л. карт : ил., табл.
въ п]эавомъ и левомъ переднихъ углахъ (s), 4) двухъ высокихъ (до по толка) шкафовъ (t) шириною 100 см. глубиною 40 см. у передней стены, изъ которыхъ одинъ наполненъ стеклянной посудой для кол лекщй, въ другомъ хранится судовая аптека, 5) низкаго шкафа (v) длиною 90 см., глубиною въ 30 см. у передней части левой стены и 6) стульевъ. Благодаря такому устройству, лаборатор1я, несмотря на относи тельно неболыше размеры, довольно поместительна и удобна для главнейшнхъ работъ. Въ частности очень удобно дЪлеше лабораторш на дв е части, предназначенныя одна для более грубой и грязной, другая для-чистой работы. Устройство это принято и на построен- номъ недавно германскомъ пароходе для научнопромысловыхъ из- сл'Ьдоватй. Ч то касается палубнаго устройства, то важное значеше имЪетъ для насъ npiicyTGTBie двухъ паровыхъ лебедокъ. На валъ передней навить (см. рис. 22) гибкШ стальной тросъ, около 1 дюйма въ окруж ности, служащий для работъ съ драгами, небольшими тралами Сигсби (Sigsbee-Trawl), количественными пелагическими сутками, сетками для лова мальковъ и яицъ (Brutnetz), сетками изъ грубой редкой ткани (Ка- setuch), служащими также для собирашя крупнаго планктона, и, нако- нецъ, съ 15-футовыми сутками для ловли крупнаго планктона и въ частности молоди рыбъ. На барабаны этой же лебедки навиты тросы изъ кремнистой бронзы д1аметромъ въ 3 миллиметра, служапце для гидрологическихъ работъ и проводимые съ помощью блока къ счет чику, прикрепленному къ спещальной шлюпбалке у праваго борта. Задняя лебедка (рис. 31) несетъ два троса толщиною (въ окруж ности) 2‘/4 дюйма, по 1000 метровъ каждый. Она спещально приспо соблена для работъ съ оттертроллемъ (Ottertrawl), но применяется и для работъ съ траломъ Петерсена и съ пелагической сеткой д1аметромъ въ 21 футъ, причемъ пользуются лишь однимъ изъ тро- совъ. За все время работъ въ 1899, 1900 и 1901 г. не было ни одного случая, чтобы стальные тросы оттертролля оборвались, несмотря на очень опасныя столкновешя съ подводными камнями и рифами. Если мы и теряли иногда тралы Петерсена, то лишь вследств1е того, что лопались части самаго трала (именно его узда), а никакъ не служанцй для работы тросъ. Ваяшое удобство двухъ лебедокъ заключалось въ томъ, что работы могли идти весьма быстро и безъ перерывовъ. Все, что нужно для работы съ гидрологическими аппаратами, пелагическими сетками, драгами, малыми тралами, имеется на передней палубе и работы мо- — 156 —
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz