К вопросу о мерах для развития колонизаций и морских промыслов на Мурмане. Весенние промыслы на Мурмане в 1900 г. Речь норвежского инспектора рыболовства... / [к сб. в целом]: Ком. для помощи поморам Рус. Севера. – Санкт-Петербург : Типография И. Гольдберга, 1901. – 71 с. разд. паг. вопросу о мерах.

— 2 — Къ лгЪрам'ь перваго рода относятся всгЬ, им^ношдя въ виду поднять грамотность и расширить обхцш кругозоръ колониста или помора; дать имъ бол'Ье спещальныя св'&д'Ьшя научнаго характера—о рыбахъ и рыболовств'Ь; познакомить ихъ съ практикой промысла въ другихъ странахъ—техни­ кой лова и посолки, съ типами судовъ, въ связи съ природ­ ными услов1ями промыеловъ и проч. Къ м'Ьрамъ второго разряда—удовлетвореше назр’Ьвшихъ потребностей: а) въ улучшенш путей сообщешя и сношешй на МурманЬ вообще, б) въ усиленш зимнихъ промыеловъ колонистовъ восточнаго берега и в) въ организацш кредита. % Наиболее крупныя, а вм-ЬстЪ еъ т ’ ём ъ иеполнимыя и предвидимыя нын4 мЪры. 1) Ш колы на МурманЗ*. Для начала—два странст- вующихъ учителя, одинъ въ ТериберкЬ и одинъ въ колоши Уp i или Большой МоткЗз, по указанно колонистовъ, или же дв4 передвижныя школы. Весь расходъ—1000 руб.: 300 руб­ лей—жалованье учителю въ русскихъ колотяхъ , 360 руб­ лей—въ финляндскихъ (такъ какъ необходимо знать два языка); остальные 340 руб. на наемъ квартиръ и учебныя пособ1я. ВсЬхъ дгЬтей школьнаго возраста—мальчиковъ и Д'Ьво- чекъ—насчитывается на МурмаиЗз 373 человека. Они разбро­ саны на громадномъ протяженш берега, такъ что постоян- ныя школы возможны развез въ 2—3 пунктахъ: Печеньг^з, Ург&, Большой Мотк^ и, въ очень неболынихъ размЗзрахъ, въ ТериберкЬ. Школа въ Большой МоткгЪможетъ существовать постоян­ но лишь въ томъ случай, если при ней будетъ устроено общежитае для учениковъ изъ дальнихъ колонш. Существовате такихъ школъ не избавляетъ, однако, отъ необходимости имгЬть странствующихъ учителей или пере­ движныя школы для остальныхъ колонш, а между тЗзмъ он^ потребовали бы единовременнаго расхода не менЗзе б.000 руб. 2) О р ган и защ я ч теш й съ волш ебным^ фонаремъ и н ародны хъ библ1отекъ на Мурман-Ь и въ Поморь-Ь. Помимо образовательного значешя, так1я чтешя и библютеки

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz