Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

72 Нявдеме, около ветхой часовни (по преданно также построенной преп. Трифономъ) жи- ветъ несколько православны хъ лопарскихъ семействъ. При врожденной впечатлительности и воспрншчивостн лопарей учете идетъ успешно и бойко. При устройстве школы вал;- нымъ является и ея постройка: повидимому, и съ атой стороны школа удовлетворяете требовашямъ: она помещается въ в ы с0К0)Мъ сосновомъ доме (1 4 в'Ьнцовъ). Зная энергии любовь къ д’Ьяу о. КонстантинаЩеколдина, нельзя сомневаться въ ус- пешномъ раснространенш грамотности среди лопарей Паер'Ьцкаго погоста. Большое коли­ чество учениковч., сразу наиолнившнхъ пазр4цкую школу, красноречиво доказываете, что ло­ парине чуждаются просвещетя, не б'Ьгутъ грамотности, не боятся отдаватьсвоихъ детей въ школу. Если же онидосихъ поръ оставались безграмотными, то лишь отъ того, что впродолже- Hie 300 л4тъ для просв4щен1я втого забытаго въ полярной стране народа ничего не бы­ ло сделано. Неспособностью къ Bociipiariio грамотности невежество лопарей до настояща- го времени, повидимому, объяснить также нельзя, такъ какъ лопари отличаются впечат­ лительностью и восприимчивостью и доказали это во вновь построенной Пазрецкой школе. Вопросъ о просвещенш лопарей, разрешенный прежде всего для пограничной Паз- реки, начинаетъ решаться и для внутревнихъ ногостовъ русской Лапландии Съ 14-го января 1889 г., какъ сообщаютъ „Московсшя Ведомости", началось обучеше грамоте въ только-что освященной второй церковно-приходской лопарской школе, въ Нотозерскомъ приходе, Кольскаго уезда. В ъ непродолжительномъ времени предвидится открытае еще одной лопарской школы— по счету уже третьей— у лопарей Кильдинскаго погоста. Ре­ зультаты открытая Нотозерской школы намъ пока неизвестны, но следуетъ надеяться, что и она, какъ и школы, имекищя быть открытыми, принесутъ пользу лопарскому на­ селенно. Нельзя не пожелать, чтобы столь успешно начатое дело просвещетя лопарей развивалось и росло дальше, крепло и пускало все глубже и глубже корни въ молодую, оставленную такъ долго безъ вниматя, почву. Среди меръ, которыя могутъ послулгить къ ноднятаю лопарей изъ того положешя, въ которомъ они находятся, одной изъ глав- ныхъ является просвегцеше. Сделавъ это отступлете, перейду къ вопросу о количестве населешя. Прежде, однако, позволю себе коснуться въ немногихъ словахъ вопроса оба, употребленш лопарями табаку, какъ вопроса, относительно котораго мы встречаемъ также много противоречивыхъ данныхъ. Часто приходится встречать у того или иного писателя, что лопари не разстаются съ своей трубкой, что курятъ даже все женщины. Эти сведетя, относивпшся къ швед- скимч> и норвежскимъ лопарямъ, ошибочно переносились и на русскихъ лопарей. Меня поражало при встрече съ лопарями, что курящихъ и шохающихч, изъ нихъ было очень мало, а изъ л;енщинъ я лишь одну видЬлъ курящую. Действительно, на основанш све- денш, собранныхъ А. И. Кельаевымъ, оказывается, что употреблеше табаку крайне мало распространено среди лонарей: „употреблеше табаку не одинаково но погостамъ... В ъ .. Печенге, Пазреке, Сонгеле и Нотозерй лопари.... не курятъ, не шохаютъ и даже не выносятъ табачнаго запаху*). По направленно къ востоку употреблеше табаку усили- !) Въ настоящее время только что приведенныя слова А. И. Кельаева тгЬютъ лишь относительное значе- nie: въ восемь л’Ьтъ произошла перемена и теиерь нотозерцы и соигельды курятъ, хотя далеко большее число жителей некурящнхъ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz