Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
72 Нявдеме, около ветхой часовни (по преданно также построенной преп. Трифономъ) жи- ветъ несколько православны хъ лопарскихъ семействъ. При врожденной впечатлительности и воспрншчивостн лопарей учете идетъ успешно и бойко. При устройстве школы вал;- нымъ является и ея постройка: повидимому, и съ атой стороны школа удовлетворяете требовашямъ: она помещается въ в ы с0К0)Мъ сосновомъ доме (1 4 в'Ьнцовъ). Зная энергии любовь къ д’Ьяу о. КонстантинаЩеколдина, нельзя сомневаться въ ус- пешномъ раснространенш грамотности среди лопарей Паер'Ьцкаго погоста. Большое коли чество учениковч., сразу наиолнившнхъ пазр4цкую школу, красноречиво доказываете, что ло парине чуждаются просвещетя, не б'Ьгутъ грамотности, не боятся отдаватьсвоихъ детей въ школу. Если же онидосихъ поръ оставались безграмотными, то лишь отъ того, что впродолже- Hie 300 л4тъ для просв4щен1я втого забытаго въ полярной стране народа ничего не бы ло сделано. Неспособностью къ Bociipiariio грамотности невежество лопарей до настояща- го времени, повидимому, объяснить также нельзя, такъ какъ лопари отличаются впечат лительностью и восприимчивостью и доказали это во вновь построенной Пазрецкой школе. Вопросъ о просвещенш лопарей, разрешенный прежде всего для пограничной Паз- реки, начинаетъ решаться и для внутревнихъ ногостовъ русской Лапландии Съ 14-го января 1889 г., какъ сообщаютъ „Московсшя Ведомости", началось обучеше грамоте въ только-что освященной второй церковно-приходской лопарской школе, въ Нотозерскомъ приходе, Кольскаго уезда. В ъ непродолжительномъ времени предвидится открытае еще одной лопарской школы— по счету уже третьей— у лопарей Кильдинскаго погоста. Ре зультаты открытая Нотозерской школы намъ пока неизвестны, но следуетъ надеяться, что и она, какъ и школы, имекищя быть открытыми, принесутъ пользу лопарскому на селенно. Нельзя не пожелать, чтобы столь успешно начатое дело просвещетя лопарей развивалось и росло дальше, крепло и пускало все глубже и глубже корни въ молодую, оставленную такъ долго безъ вниматя, почву. Среди меръ, которыя могутъ послулгить къ ноднятаю лопарей изъ того положешя, въ которомъ они находятся, одной изъ глав- ныхъ является просвегцеше. Сделавъ это отступлете, перейду къ вопросу о количестве населешя. Прежде, однако, позволю себе коснуться въ немногихъ словахъ вопроса оба, употребленш лопарями табаку, какъ вопроса, относительно котораго мы встречаемъ также много противоречивыхъ данныхъ. Часто приходится встречать у того или иного писателя, что лопари не разстаются съ своей трубкой, что курятъ даже все женщины. Эти сведетя, относивпшся къ швед- скимч> и норвежскимъ лопарямъ, ошибочно переносились и на русскихъ лопарей. Меня поражало при встрече съ лопарями, что курящихъ и шохающихч, изъ нихъ было очень мало, а изъ л;енщинъ я лишь одну видЬлъ курящую. Действительно, на основанш све- денш, собранныхъ А. И. Кельаевымъ, оказывается, что употреблеше табаку крайне мало распространено среди лонарей: „употреблеше табаку не одинаково но погостамъ... В ъ .. Печенге, Пазреке, Сонгеле и Нотозерй лопари.... не курятъ, не шохаютъ и даже не выносятъ табачнаго запаху*). По направленно къ востоку употреблеше табаку усили- !) Въ настоящее время только что приведенныя слова А. И. Кельаева тгЬютъ лишь относительное значе- nie: въ восемь л’Ьтъ произошла перемена и теиерь нотозерцы и соигельды курятъ, хотя далеко большее число жителей некурящнхъ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz