Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
71 и взрослых!)... Съ изучешемъ молитвъ, дети пр!учаемы были и къ пешю“ ]). Этой по следней попытке къ счастью не суждено было заглохнуть, такъ какъ черезъ два года после этого на Пазреке возникаешь уже лопарская школа. Заимствуемъ изъ „Московскихъ Ведомостей" (1889 г., № 70) сведшим о вновь открывающихся школахъ въ нределахъ лопарской земли. 8-го февраля 1888 г. настоя- телемъ русской пограничной церкви Свв. Бориса и Глеба, священникомъ о. Константп- номъ Щеколдинымъ „совместно съ строителемъ Печенгскаго монастыря, 1еромонахомъ Никандромъ, была освящена, построенная по распоряженш оберъ-прокурора Святейшаго Синода, первая церковно-приходская школа для детей Пазрецкаго лопарскаго погоста". Эта церковь, постройка которой относится ко временамъ пренод. Трифона, находится на р. Пазе, служащей русской границей съ Норвепей; церковь бедная, почти разрушенная сохранилась до настоящаго времени. „В ъ 1870 году носетилъ полярник страны и, вместе съ темъ, Пазреку Его Императорское Высочество Велигай Князь Алексш Александрович!). Онъ былъ пораженъ убогимъ видомъ стоящаго на самой границе иностраннаго государ ства, ветхаго храма, ностроевнаго 300 летъ назадъ руками лопарскаго апостола, нрен. Трифона. По настояшю Великаго Князя, рядомъ съ этимъ ветхимъ храмомъ была со оружена прекрасная церковь, при которой тогда же былъ учрежденъ постоянный иричтъ. Потомъ возникла мысль объ основанш для пограничныхъ лопарей церковно-приходской школы. В ъ 1887 году, по сношенно Министерства Иностранныхъ Делъ съ оберъ-проку- роромъ Св. Синода, мысль о постройке школы получила осуществлен!е. Школу решено построить въ зимнемъ лопарскомъ погосте, верстахъ въ 40 отъ пограничной церкви Свв. Бориса и Глеба, на берегу реки Колосъ-1оки, впадающей въ Кучь-озеро, которое, въ свою очередь, широкою струей соединяется съ рекой Пазой“ . Нельзя не отнестись съ особеннымъ сочуветтаемъ къ тому, что место для школы было выбрано, именно, въ лопарскомъ зимнемъ погосте, а не около церкви. Представляя болышя неудобства для пре подавателя, которому приходится ехать такъ далеко для обучешя лопарей, близость школы къ погосту имеетъ для лопарей огромное преимущество. Имъ не приходится тратить на содержаше детей въ чужой стороне, вдали отъ себя, что приходилось неизбежно делать темъ немногимъ родителямъ-лопарямъ, которые имели возможность отдавать своихъ детей въ кольскую школу. Такимъ образомъ те препятмжя, которыя тормозили дело распро- странешя грамотности среди лопарей, уничтожены постройкой школы при погосте. Ло пари, кочуюшде впродолжев1е весны, лета и осени съ одной рыболовной тони на другую, живутъ зимой оседло въ такъ называемыхъ, зимнихъ погостахъ, следовательно, имеютъ своихъ детей, обучающихся въ школе всегда на глазахъ у себя. Это выгодное ноложе- Hie школы тотчасъ же сказалось на количестве учениковъ: въ настоящее время въ этой школе помещается 17 детей отъ 8 до 14-летняго возраста (мальчиковъ и девочекъ). Огромный процента для малолюдной Лапландш, въ особенности, если принять во внима- nie, что ученики приходятъ изъ Пазрецкаго погоста. Одинъ мальчикъ, сообщаютъ да лее „Московсгая Ведомости*1, ввятъ на счетъ священника изъ Норвегш, где въ погосте 1) Граждашшъ, 1886, № 77.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz