Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

исполняли свое дело, относясь къ нему ие какъ къ исполнение тяжелой, скучной обя­ занности, а со всей силой любви къ делу необходимой на томъ нопршце на которомъ они иризваны работать. Д'Ьло образованы стояло еще хуже до носледняго времени, чгЬмъ дело проповеди. Если шрвыя семена нросвгЬщешя при помощи переведенныхъ молитвъ и, по нредашямъ, даже книгъ, посеяны были просветителями лопарей пр. Трифономъ и Оеодоритомъ, то он* давно уже успели заглохнуть совсемч. впродолжеше трехъ вековъ, въ которые для иросвещешя лонарей ничего не делалось. Действительно, въ Коле существовала и су- ществуетъ школа, въ которой обучаются дети коляпъ и въ которую имеютъ доступъ и дети лопарей. Но неохотно отдаютъ лопари своихъ детей въ школу и не оттого, чтобы они чурались грамотности, а вследстчйе того, что кольская школа слишкомъ отдалена отъ лопарскихъ погостовъ, если не считать Кнльдинскаго, саыаго близкаго кч. Коле, отстоя- щаго отъ нея въ 13-ти верстахъ, — и оттого, что, оставивъ своего сына въ Коле, лопарь долженъ платить за его содержаше, что обременительно ложится на постоянно бедствующего и быощагося въ долгахъ лопаря. Бывало такч., что въ школе училось одинъ или два лопарскихъ мальчика; не всегда и это незначительное число учениковъ изъ лонарей оканчивало курсъ. По сведен!ямъ г. Дергачева, за першдъ отъ 1857— 1867 г. обучалось грамоте въ школе г. Колы всего лишь 3 мальчика и одна девочка. Однимъ сло­ вомъ, нужно сознаться, что кольская школа для лопарей имела очень мало значешя и если, быть можетъ, и принесла пользу несколькимъ лопарскимъ детямъ, посещавшимъ ее, то эта польза распространялась на такое незначительное число лопарскихъ детей, что никакого значешя на распространеше грамотности она иметь не могла. В ъ виду такого иечальнаго положешя дела просвещешя лопарей грамотностью, нельзя искренно не при­ ветствовать новую вру, которая, благодаря устройству школъ возникла для Лапландш. Справедливость требуетъ заметить, что еще до возникновешя оффищальныхъ школъ въ русской Лапландш делались некоторый попытки для обучешя лопарей грамоте. Такч., ио распоряженио губернатора Качалова, священники завели у себя училища. У извест- наго о. Георпя Терентьева было десять учениковъ изъ нотозерскихъ лопарей. Онъ училъ ихъ, между прочимъ, и lrbHiio. Это въ особенности располагало лопарей въ пользу гра­ мотности: возвращаясь домой, мальчики учили своихъ сородичей молитвамъ. К ъ сожале- iiiio, однако, немного спустя после своего возникновешя, это полезное дело заглохло оконча- тельно:такъ, ужевъ начале 70-хъ годовъу священниковъ необучалось пиодногомальчика1). Более удачной оказалась попытка, сделанная о. Константиномъ Щеколдинымъ въ деле обучешя лопарей въ Пазрецкомъ погосте: съ начала 1886 г. о. Констаптипъ Ще- колдипъ „решился по звуковому способу выучить лопарскихъ детей самымъ употреби- тельнымъ молитвамъ, чтобы они ихъ правильно читали и пели; онъ при каждомъ удоб­ ном!, сл}чае собьралъ детей ьъ одно место, произнссилъ слова молитвы— дети повторяли вследъ... Дети учули съ большимъ вниманимъ, и всехч. детей теперь (въ 1886 г.) въ Паз- редкомъ иогосте, которыя знаютъмолитвы, 24 человека. Они, выучивъ молитвы, обучаютъ 70 *) Др. и Нов. Poccin, 1875, № 8, стр. 864, 866.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz