Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
ковъ верста, а иногда и за сотню верстъ, посещали церкви крайне редко, сохраняли и свои язычеше обычаи и обряды и, если и принадлежали кг лову православной церкви, то лишь номинально, оставаясь въ душе язычниками и лишь формально соблюдая пра вила церкви. Во миогихъ иогостахъ действительно имелись и имеются часовни, въ ко торыя определенное число разъ въ году заезжалъ сиященникъ, который испов1;дывалъ и причащалъ лопарей, совершалъ таинства брака и.крещешя. 8а свои труды священникъ получалъ ругу— добровольное нриношете отъ лопарей, обыкновенно состоящее изъ рыбы. Лопари къ этимъ иаездамъ относились не совс'Ьмъ дружелюбно, такъ какъ каждый такой нргЬздъ, даже от, томъ случай, если не позволялось по отыошенно къ лопарямъ никаких!, злоупотреблений, все-таки обходился имъ очень дорого; они старались обманывать upi- езжихъ священниковъ, доставляя имъ въ качестве руги плохую, подчасъ никуда негод ную рыбу. Сл'1;дств1емч, этого некоторые священники, какъ мне передавали въ Коле, прежде, чемъ приступить къ совершенно требъ, объявляли лопарямъ, что они требы бу- дутъ совершать лишь после иолучешя определенна™ количества руги; лопари старались, конечно, дать плохую рыбу, но щйезж1е ея не принимали и отказомъ въ требахъ, въ случае неотдачи порядочной рыбы, доводили лопарей все-таки до того, что рыбу они давали порядочную. По принесен»! онределеннаго количества руги священникъ и присту- налъ къ совершенно требъ. Зная незавидное положеше священниковъ многихъ глухихъ уголковъ Poccin, нельзя видеть вч> подобныхъ иоступкахъ н'Ькоторыхъ изъ священниковъ неизвинительных!, злоуиотреблешй, но все-таки такого рода дейсшя заставляли лопарей смотреть на щлезжихъ проиоведниковъ недружелюбно; это было для нихъ повинностью тяжелой, HenpiflTHOli, но повинностью необходимой. При такихъ услов1яхъ и отношеше къ слову Божно не могло идти дальше иснолнешя той же повинности. Священники на учали лопарей молитвамъ, что давалось нетрудно, благодаря тому, что большинство рус скихъ лопарей изъясняется по-русски,— но къ следующему пр!езду большинство лопарей успевало уже забыть ихъ. Лишь немнопе сохраняли выученное въ памяти и то под часъ переделывали молитву по своему. Такъ напримеръ, одинъ лопарь прочелъ мне из вестную молитву „Богородице, дево....“ следующимъ образомъ: „Богородица дева радуй ся. Обрадованная Марья Господь тебе. Благословенная ты жена“ и т. д. Однимъ словомъ миссюнерская деятельность и дело просвещетя христаанствомъ лопарей до саыаго последняго времени стояли на самомъ низкомъ уровне развита. За последнее время оно двинулось несколько впередъ, хотя для некоторыхъ частей Лаплан дш оно продолжает!, оставаться въ прежнемъ положении Современная деятельность про- свещешя христаанствомъ выражается главным!, образомъ пока лишь въ томъ, что число церквей вч, Лапландш увеличивается. Церкви существуют!, и въ Нотозерскомъ погосте и въ Ловозерскомъ; поговаривают!, о постройке церкви въ погосте Массельгскомъ. Новыя церкви, не смотря на краткое свое существоваше, уже успели принести некоторые плоды на новой почве: cyeBepin лопарей и язычесгае обряды уступаютъ съ каждымъ годомъ все больше нередъ вновь проникающимъ къ нпмъ светомъ. Следуетъ, конечно, ожидать еще болыпихъ плодовъ отъ новыхъ церквей для юной паствы, подъ усжмемъ, чтобы существоваше церквей не ложилось тяжелымъ бременемъ на лопарей, чтобы призванные къ цроповеди хрисианства въ среде полудикаго народа пастыри честно и съ любовыо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz