Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

68 ются побочными, а пе основпыми его характера: въ одн'Ьхъ м'Ьстиостяхч, подъ вшяшеиъ своихъ соседей лопари чистоплотны, въ другихъ наоборотъ, б ъ и н ы х ъ они склонны къ брани, въ другихъ брани не встречается -1). Тоже по склонности ихъ къ разврату. Что касается такъ называемыхъ кольскихъ лопарей, то эта склонность у нихъ несомненна- случаи нарушетя супружеской в-Ьрности у нихъ крайне часты и, не распространяясь здесь объ этомъ подробнее, отмечу, что въ ихъ н'Ьсияхъ случаи нарушетя супруже­ ской верности восн'Ьваются очень нередко. Дергачевъ 2) и Кельиевъ приписывают'!, даже вырождеше чисто лонарскаго тина именно этому. „Некоторые лопари, говоритъ Дерга­ чевъ, особенно приморскихъ погостовч, совершенно потеряли свою туземную физю- номпо, такъ что лицомъ, ростомъ и тЬлосложешемъ почти не отличаются отъ рус­ скихъ номоровъ. Въ особенности это резко бросается вч, глаза вч, погостахч, Воро­ нежской волости' на молодомч, покол’Ьнп!1; это, по MH’huiio автора, объясняется „интим­ ными отношешями поморовъ къ лопаркамъ во время морскихч, промысловъ на мурмаи- скомъ берегу“ . Этотъ фактъ и я могу подвердить по отношеи1ю къ н’Ькоторымч, лопа- рямъ, хотя и другихъ местностей. Неоднократно приходилось встречать лопарей и лопа- рокъ, изч, молодыхъ, мен'Ье всего, если можно такч, выразиться, похожихч, на лопарей: подчасч,, посмотр'Ьвъ на такого лопаря, убежденъ, что онч, поморч,, и лишь при разго­ воре обнаруживается, что онч, лопарь. Но этотъ именно фактъ нельзя, конечно, объяс­ нять только развратомч,, такч, какъ я указывалъ уже выше, что вч, лопаряхч, давно уже существуете примесь посторонней крови. Какъ бы то ни было, но лопари и лопарки приколь- скихъ погостовъ высокой нравственностью не отличаются. Говоря вообще, можно мно­ го найти чертъ, которыя, являясь характерными для лонарей одной местности, не могутч, быть относимы къ лопарямъ другаго погоста. Вч, общемъ яге, действительно, лопари под­ ходите подч, назваше, данное имъ Леопольдомч, Вухомч,, что они „болыгпя д-1;ти“ , и нельзя не согласиться съ А. И. Кельмевымъ, что Лапландш одна изъ наиболее бла- годарныхъ странч, для деятельности евангельскаго проповедника и народнаго учителя, хотя до сихъ порч, еще вч, этомъ отношешй сделано мало и очень мало для русскихъ лопарей. Позволю себе кстати маленькое отступлете, чтобы комментировать только что приведенныя слова Кельмева и сказать несколько словъ о положенш проповеди и нро- свещешя въ Лапландш вч, настоящее время. Это темъ более необходимо, что вч, этомч, отмошенш за последнее время произошла большая перемена. Что касается евангельской проповеди, то отчасти читатели знакомы съ ходомъ ея въ русской Лапландш изч, очерка исторш лопарей. Недалеко еще то время, когда на вс'Ьхч, лонарей, раскинутыхъ на такое большое пространство, какъ 2600 кв. м., счита­ лось лишь три церкви: вч, Коле, на Печенг'1; и на Пазъ-р'Ьке. Всл'1,дств1е этого лопари, вынужденные для пое-Ьщетя церквей и иснолнетя таинствъ ездить за несколько десят- ’) Отм-Ьчу тотъ оригинальный фактъ, что лопари при брани употребляютъ, по преимуществу, руссгая руга­ тельства, которымъ они научились отъ колянъ, не особенно, говоря вообще, стесняющихся въ выбор'Ь выражешй при брани. Сколько мн'Ь ни приходилось видЬть ссорящихся лопарей, рЬчь ихъ лопарская такъ и пестрела русскими бран­ ными словами. Подроб. опис. Лоп. зем. Арханг. Губ. Вйд. 1869. JY» 75.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz