Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
разврату выражалась отчасти въ снохачестве, отчасти въ гостепршмномъ гетеризме (на этомъ ми* придется остановиться впоследствш), то, зная объяснеше того и другаго, следуетъ допустить, что BJiinnie хриспанской проповеди, или какихъ-пибудь условш было сильней въ одной местности, чемъ въ другой. Если вспомнить, что Лаплащця страна огромная, что ома просвещалась далеко не въ одинаковой степени, что различное в-пяте соседей должно было сказываться и на характере лопаря, что онъ часто даже заражался пороками своихъ покорителей— станетъ вполне попятнымъ, почему характеристики, сходясь въ общемъ, расходятся въ частностяхъ. А въ виду того, что некоторые авторы каса лись по преимуществу 9тихч. второстепенных'!, черта,, мало или вовсе не освещая глав ная черты характера лопаря, получались характеристики, которыя заставляли думать о лопаре совершенно превратно действительности. Итакъ, откидывая те качества, которыя являются не общими для всехъ лопарей, а лишь для известной, подчасъ небольшой части ихъ,— мы должны будемъ признать, что вышеупомянутый черты, именно: робость, отсутсттае или, по крайней мере, редкость воровства и крупныхъ преступлен^, плутоватость въ торговле, веселость, подозритель ность и наклонность къ вину — являются характерными для лопаря, что эти черты общн безч, различ1я местностей и для скандинавских1!, и для русскихч, лопарей. Но если это такч,, то чемъ объяснить противор-^пн въ самомъ народном-!, характер-b? Какъ примирить веселость и связапное съ нею добродуше съ подозрительностью, отсутсте воровства съ обманом'!, въ торговле? Мне кажется, что туп, придется отличать черты осповныя лопарскаго характера и черты, такъ-сказать, наноспыя, выработанный веками, вследств1е столкновешй съ соседями. Такъ, напримеръ, лопарь добродушепч, и веселъ въ отношенш къ своимъ единоплеменникамъ и т'Ьмъ людямъ, съ которыми ему не при ходится им'Ьть дело, какъ проситель, или продавецъ, или покупатель. Но онъ становится подозрительным'!,, сталкиваясь по Д'Ьлу съ представителемъ чуждаго ему племени. Разве ои’ь не привыкъ, чтобы его обманывали и въ торговле, и въ другихъ отношетяхъ, что къ нему относятся съ нрезретемч,, награждаютъ его обидными эпитетами, смеются надъ нимъ и смеются нередко зло. Какъ не выработать себе при такихъ услов 1 яхъ подозрительности. Воровствомъ онъ не занимается; не обкрадываетъ своего, но какже ему не обмануть че.товЬка, который неоднократно его уже обнанывалъ въ торговле, продавая ему плохой товаръ за хорошш, ставя безбожныя ц-Ьны на самые простые пред меты производства, обманывая его при счете рыбы и т. д. и т. д. Шефферъ по поводу обмана лопарями въ торговле понялъ причину этого и, говоря о способахъ, какими об- манываютъ лопари при торговыхъ сношетяхч. своихъ соседей, верно замечаетъ, что, „после того, какъ ихъ стали обманывать, они, изъ боязни быть обманутыми, сами на учились обманывать“ -1). Наклонность къ пьянству, о которой говорятъ все писатели о лопаряхъ, подметивгспе эту черту, въ большей или меньшей степени, у всехъ лопарей, объясняется также вл1ятемъ соседей. Опаиванье лопарей во время торговли, съ целью выманить у добродушнаго лопаря дорогой товаръ за баснословно-дешевую цену факты нередко встречавнпеся, породивши; массу разсказовъ и анекдотовъ, и вызывавппе даже 1) Schefferus. Lappouia , р. 177.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz