Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

щенство. Если кто-либо по старости, или слабости обеднеетъ, то остальные все удовле­ творяют!, его нужде. Они пьянствуютъ и обманываютъ въ торговле1). Переходя къ X IX веку, отмечу характеристику Буха, который иавываетъ лопа­ рей большими детьми, мысли которыхч. не идутъ дальше ихъ оленей и удовольсттая ко­ торыхъ ограничиваются минутною радостью. Не смотря на отвращете, которое питаютъ къ лопарю норвежцы, лопари относятся съ довер1емъ къ пасторамъ, купцамъ, чиповни- камъ, такъ какъ со стороны ихъ они мепыпе испытывают!, презрешя. Старики-лопари испорчены вследств 1 е злоупотреблешя водкой: онъ не двинется съ места, если не увидитъ въ этомъ для себя выгоды. Что же касается молодежи лопарской, то Вухъ полагаетъ, что при умеломъ и иравильномъ развитш техъ добрыхъ качествъ, которыми лопарь обла­ дает!., можно пхъ исправить отъ многихъ иороковъ2). НТубертъ, бывшш въ Лапландш въ первую четверть этого столейя, рисуетъ памъ лопаря следующими чертами: онъ го­ воритъ, что ничто не можетъ помешать его вечно веселому и радостному настроенно: лопари хохочутъ охотной отъ души, что честность и верность между ними— общая черта, что дети, хотя бы и взрослый, сердечно любятъ своихъ родителей, что они избегаютъ клятвъ. Далее лопари, следуя Шуберту, чрезвычайно умеренны въ удовольсгв1яхъ, только не могутъ противустоять водке, хотя въ будничную жизпь они не пыотъ водки. Невер­ ность въ любви имъ почти неизвестна. Продолжая свою характеристику, авторъ указы­ ваете что богатство они очень ценятъ; что они отличаются любоиытствомъ; несколько высокомерны и боязливы, но боязни духовъ и мертвецовъ у пихъ нетъ. Вольная пре- стуилешя между ними редки; редкодаже мелкое воровство. Болтливость’особенио свойственна старымъ лопарямъ. Чистоплотность и любовь къ порядку развита у лопарей въ высшей степени, хотя непосредственно надеваемая на тело одежда и распространяешь противный, свойственный лопарямъ занахъ; это происходитъ отъ того, что одежду свою, какъ сукон­ ную, такъ и сделанную изъ оленьихъ шкуръ, они мешпотъ редко. Еженедельно лопарь чиститъ на огне свою одежду изъ шпуры 3). Кастренъ опять иначе изображаетъ намъ лопаря: по характеру, пишетъ онъ, это народъ ленивый, забитый, угрюмый. Его бранятъ за его завистливый, тяжелый и сварливый характеръ и за друпя соединенный съ нимъ качества, а хвалятъ за набожность, услужливость, гостепршмство, за богобоязненность и честность4). В ъ другомъ месте Кастренъ говоритъ0), что характеръ лопаря „можно сравнить съ ручьемъ, воды котораго текутъ такъ тихо, что не увидишь ихъ движешя. Встретится-ли какое-нибудь большое препятств 1 е— ручей сворачиваетъ тихонько въ сто­ рону и все-таки достигаетъ наконец!, своей цели, такъ и характеръ лопаря: тихъ,. ми- репъ, устунчивъ; „любимое его слово миръ; миромъ онъ встречаешь васъ ■—■миромъ и провожаетъ; миръ для него все. Онъ любитъ миръ, какъ любитъ мать вскормленное ею дитя“ . Но тутъ же онъ прибавляет!., что въ глубине замкнутаго характера лопаря скры­ вается и хитрость, и осторожность, и недоверчивость — свойства, развитыя и у финляидцевъ, *) Acerbi: Eeise (lurch Schweden, стр. 442, 448. 2) L. de Buch. Voyage en Norvege. I 401, II 112, 113. 3) Schubert: Eeise durch Sclnvedeu. II, стр. 275. *) Этнограф. Сборникъ Имп. Русск. Геогр. Общ., выи. IV , 1858, ст. Кастренъ. Кастренъ. Путешествие въ Лапландш; въ МагазшгЬ... I860, стр. 89.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz