Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
щенство. Если кто-либо по старости, или слабости обеднеетъ, то остальные все удовле творяют!, его нужде. Они пьянствуютъ и обманываютъ въ торговле1). Переходя къ X IX веку, отмечу характеристику Буха, который иавываетъ лопа рей большими детьми, мысли которыхч. не идутъ дальше ихъ оленей и удовольсттая ко торыхъ ограничиваются минутною радостью. Не смотря на отвращете, которое питаютъ къ лопарю норвежцы, лопари относятся съ довер1емъ къ пасторамъ, купцамъ, чиповни- камъ, такъ какъ со стороны ихъ они мепыпе испытывают!, презрешя. Старики-лопари испорчены вследств 1 е злоупотреблешя водкой: онъ не двинется съ места, если не увидитъ въ этомъ для себя выгоды. Что же касается молодежи лопарской, то Вухъ полагаетъ, что при умеломъ и иравильномъ развитш техъ добрыхъ качествъ, которыми лопарь обла дает!., можно пхъ исправить отъ многихъ иороковъ2). НТубертъ, бывшш въ Лапландш въ первую четверть этого столейя, рисуетъ памъ лопаря следующими чертами: онъ го воритъ, что ничто не можетъ помешать его вечно веселому и радостному настроенно: лопари хохочутъ охотной отъ души, что честность и верность между ними— общая черта, что дети, хотя бы и взрослый, сердечно любятъ своихъ родителей, что они избегаютъ клятвъ. Далее лопари, следуя Шуберту, чрезвычайно умеренны въ удовольсгв1яхъ, только не могутъ противустоять водке, хотя въ будничную жизпь они не пыотъ водки. Невер ность въ любви имъ почти неизвестна. Продолжая свою характеристику, авторъ указы ваете что богатство они очень ценятъ; что они отличаются любоиытствомъ; несколько высокомерны и боязливы, но боязни духовъ и мертвецовъ у пихъ нетъ. Вольная пре- стуилешя между ними редки; редкодаже мелкое воровство. Болтливость’особенио свойственна старымъ лопарямъ. Чистоплотность и любовь къ порядку развита у лопарей въ высшей степени, хотя непосредственно надеваемая на тело одежда и распространяешь противный, свойственный лопарямъ занахъ; это происходитъ отъ того, что одежду свою, какъ сукон ную, такъ и сделанную изъ оленьихъ шкуръ, они мешпотъ редко. Еженедельно лопарь чиститъ на огне свою одежду изъ шпуры 3). Кастренъ опять иначе изображаетъ намъ лопаря: по характеру, пишетъ онъ, это народъ ленивый, забитый, угрюмый. Его бранятъ за его завистливый, тяжелый и сварливый характеръ и за друпя соединенный съ нимъ качества, а хвалятъ за набожность, услужливость, гостепршмство, за богобоязненность и честность4). В ъ другомъ месте Кастренъ говоритъ0), что характеръ лопаря „можно сравнить съ ручьемъ, воды котораго текутъ такъ тихо, что не увидишь ихъ движешя. Встретится-ли какое-нибудь большое препятств 1 е— ручей сворачиваетъ тихонько въ сто рону и все-таки достигаетъ наконец!, своей цели, такъ и характеръ лопаря: тихъ,. ми- репъ, устунчивъ; „любимое его слово миръ; миромъ онъ встречаешь васъ ■—■миромъ и провожаетъ; миръ для него все. Онъ любитъ миръ, какъ любитъ мать вскормленное ею дитя“ . Но тутъ же онъ прибавляет!., что въ глубине замкнутаго характера лопаря скры вается и хитрость, и осторожность, и недоверчивость — свойства, развитыя и у финляидцевъ, *) Acerbi: Eeise (lurch Schweden, стр. 442, 448. 2) L. de Buch. Voyage en Norvege. I 401, II 112, 113. 3) Schubert: Eeise durch Sclnvedeu. II, стр. 275. *) Этнограф. Сборникъ Имп. Русск. Геогр. Общ., выи. IV , 1858, ст. Кастренъ. Кастренъ. Путешествие въ Лапландш; въ МагазшгЬ... I860, стр. 89.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz