Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
61 ныхъ, ч'Ьиъ хорошихъ чертъ. Не разделяя въ дальн’Ьйшемъ изложенш писателей по групнамъ, я полагаю, что будетъ лучше мн’Ьшя ихъ изложить въ хронологическом по рядке и зат'Ьмъ уже подвести итоги всемъ разпообразиыыъ характеристиками Наиболее типичными являются сл'Ьдуюшдя: Шефферъ исчисляетъ черты характера лопаря въ сл'Ьдующемъ порядке: наклонность къ суеверно, любовь къ отечеству, отсут- ств1е воинственности, робость, подозрительность, стренлеше наносить тайно обиды, вспыль чивость, черствое отношете къ родителямъ, когда т'Ь виадаютъ въ старость, развратъ, незнаше въ ихъ среде воровства, хорошее отношете къ беднымъ, любовь къ чистоте, что заставляете ихъ прибегать часто къ омовенцо рукъ и лица — и заключаете свою характеристику словами: они не совсемъ лишены ума, но также имеютъ его въ известной степени '). Но тутъ же онъ приводите и противоречивое мнете 1оанна Торнея, долго жив- шаго среди лопарей, по мнетю котораго лопари къ родителямъ своимъ относятся съ должнымъ почтетемъ „до того, что, когда они достигаютъ старости, дети не прекращахотъ заботиться о нихъ, но вплоть до ихъ кончины кормятъ ихъ“ ; далее относительно чистоплотности, 1оаннъ Торней говорите, что они грязны, такъ какъ редко умываются, не причесываютъ себе голо вы. Шефферъ распространяется особенно па счете некоторыхъ чертъ лопарей, подтверждая свои ноложешя примерами: о привязанности къ отечеству, онъ говоритъ, что лопари не выпосятъ жизни вне своей страны, хвораютъ и умираютъ, если иопадаютъ въ чужую страну, такъ какъ не выносятъ другаго неба, „ни чужой пищи, какъ и мы не выно- симъ ихъ вяленой рыбы и сушепагомяса"; и изъ сочинетя Олая (ХУ1в.)беретъ разсказъ, по которому посланные „Светлейшему Князю Швещи Стенопу Стуре Младшему Герцогу Гол- статш Фридриху шесть северныхъ оленей и два лопаря (мужчина и женщина) не вынесли чужой земли и скоро скончались" 2). Говоря объ отсутствш воровства среди лопарей, онъ ссылается па рядъ авторовт,, держащихся to i ’ o же мненш, какъ-то: Бурея, I. Торпея, Вексошя, Олафа, и приводите известный разсказъ о незаииранш лопарями своихъ две рей и т. д. Такова характеристика одного автора X V II века. Другой Мартиньеръ, быв- пий въ Лапландш въ 40-хъ годахъ X V II столе™, говоритъ о лопаряхъ, что они глупы, необходительны и чрезвычайно склонны къ разврату, въ особенности женщины3). Гёг- стремъ считаетъ лопарей недоверчивыми, завистливыми, упрямыми; вс.тЬдсттае незначи тельной причины поднимайте они другъ противъ друга свои ножи и топоры; хотя и мало нримеровъ, по словамъ автора, что дело доходило до убшства, но все-таки я полагаю, заключаете онъ, что въ некоторыхъ лопарскихъ обществахъ случалось много тайныхъ убйствъ. Далее онъ отрицаете засвидетельствованное Шефферомъ доброе отиошеше ло парей къ -беднымъ, такъ какъ они безсердечны и жестоки по отношенш къ нимъ, зная, что никаких'!, услугъ они отъ нихъ получить не могутъ, хотя они и пускаютъ ихъ къ себе въ домъ и кормятъ ихъ4). Ацерби рисуете намъ лопаря следующимъ образомъ: развратъ и нарушеше супружеской верности— пороки, которые крайне редки среди ло парей, и воровство имъ мало известно, или даже вовсе незнакомо; неизвестно имъ и ни г) Schefferus. Lapponia, p. 32—41. 2) Ibid. p. 34. 3j Martiniere: Voyage des pays septeutriouaiix. i) P. Hostrora. Eesclii'eibmig des Lapplandes, стр. 169, 171.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz