Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
53 культуръ, отделиться другъ отъ друга и по языку, и даже по образу жизни. Оффищаль- ное разделете лишь санкщонировало то, что было выработано въ предшествуютще века. Если бросить ретроспективный взглядъ на исторпо лопарей, мы увидимъ, что обе группы, скандинавская и русская, шгЬготъ почти сходную судьбу. Некогда бедное племя оленеводовъ, лопари съ X III века подпадають подъ власть корыстолюбивыхъ, ищущихъ лишь обогащетя новыхъ завоевателей, Съ этого времени начинаются всевозможныя зло- употреблетя доверчивостью полудикаго лопаря, обирате и опаиванье его. Заботъ о про- свещенш его для нЬкоторыхъ частей скандинавской Лапландш делается очень мало, для другихъ частей ея и для лопарей, находившихся въ зависимости отъ Новгорода, не де лается вовсе никакихъ. Миссшнерская деятельность въ пределахъ шведской Лапландш не приводить, повидимому, ни къ какимъ результатам!.. Лишь съ X V I века начинается за бота объ ихъ просвещенш и хриспанство начинаетъ, вместе съ грамотностью, проникать въ среду лопарей, при этомъ въ скандинавской Лапландш совершается много ошибокъ, препитствующихъ распространенно просвещешя. Въ русской Лапландш начатое такт, успешно дело обращешя лопарей съ христианство и просвещев 1 е ихъ при помощи мо- литвъ и книгь, переведенныхъ па лопарсшй языкъ останавливается надолго, благодаря нерадетю и исключительно хищническимъ стремлетямъ Печенгскихъ братШ, и въ то время какъ въ Скандинавш сознаютъ эту ошибку и возможно скорее стараются ее по править, въ Лапландш русской эта ошибка не сознается вовсе и лопари и до сихъ поръ остаются почти все безграмотными, понтгаютъ христаапство лишь съ его внешней, фор мальной стороны; вт. этомъ отношенш они стоятъ гораздо ниже своихъ скандинавскихъ соседей, которые теперь почти все грамотны и на хриспанство не смотрятъ какъ на про стую обрядность. Просветительная деятельность, распространете хрисианства и грамотности не освободили, однако, лопарей отъ эксплоататоровъ—напротивъ, даже скорее одно время со действовали развитш эксилоатацш. Въ русской Лапландш оне повели даже къ закрепо- щенио за монастыремъ части лопарей. Эксплоатащя эта продолжалась въ самыхъ возму- тительныхъ формахъ до последняго времени, когда, благодаря принятымъ мерамъ, она до известной степени ослабилась, хотя еще далеко не уничтожилась. Итакъ, начиная съ X III века, истордя лопарей не даетъ намъ ни одной светлой страницы. IIcTopiH лопарскаго племени есть BsrtcTe съ теиъ истор 1 я его обеднетя и, если и были светлыя минуты въ жизни этого заброшеннаго въ далеия арктичесмя страны народа, то оне были разве только до столкновешя его съ скандинавскими и русскими соседями, въ эпоху доисторическую. Самыя счастливыя местности Лапландш, позже дру гихъ подпавмня подъ вл!яше своихъ соседей и те могутъ насчитать, по крайней мере, полтысячелеие постоянныхъ страданй. Эта тяжелая жизнь, въ неблагопрдятномъ климате, среди неплодородной страны, въ постоянной борьбе съ природой давалась лопарямъ не легко; соседи старались стать въ число неблагопр 1 ятныхъ условй для развипя лопаря и, надо сознаться, заняли въ этомъ отношенш первое место.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz