Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
48 каждый годъ въ день памяти святаго, съезжаются лопари къ месту бывшаго Печенг скаго монастыря, на р. ПеченгЬ, жертвуютъ изъ своего скуднаго имущества, кто что можетъ, даже самое дорогое для лопаря— оленей; масса разсказовъ и легендъ ходитъ въ устахъ лопарей о просветительской деятельности прей. Трифона, ноказываютъ даже кресты, которые по местному преданно святой ставилъ во время своей деятельности въ Лапландш, когда онъ съ проповедью странствовалъ по лопарской земле. Восиоминашя о Печенгскомъ монастыре сводятся къ разсказамъ о тяжбахъ съ монахами и къ сравне- niio тягостнаго положены прошлаго времени съ не менее тягостнымъ современнымъ по- ложетемъ лопаря. Съ 1883 года Печенгскй монастырь сталъ возстановляться изъ своихъ разва- линъ, на месте перваго монастыря, основаннаго преп. Трифономъ, на р. ПеченгЬ. В ъ на- печатанныхъ для собирашя пожертвованш листкахъ указаны и цели, которыя монастырь желаетъ преследовать въ своей дальнейшей деятельности; монастырь будетъ стремиться помогать рыбопромышленникамъ, которые покидая свои села, приходятъ на целое лето на берегъ Ледовитаго океана для производства лова, и содействовать просвещенно лопа рей, укрепленно ихъ въ вере и уничтожение суеверш. Въ случае нужды онъ наме- ренъ помогать имъ хлебомъ, въ которомъ лопари сильно нуждаются. В ъ частной беседе со строителемъ я узналъ, что предполагается устроить и мастерски!, какъ и въ Соло- вецкомъ монастыре, отъ котораго новый Печенгсый монастырь находится въ зависимости, следовательно должны среди лопарей распространяться и ремесла. Цели, выдвинутыя но- вымъ монастыремъ могутъ возбуждать къ себе лишь сочувсте и нельзя искренно не пожелать, чтобы оне не остались простыми pia desiderata, чтобы монастырь не ношелъ по стопамъ перваго Печенгскаго монастыря и не изменялъ своихъ целей и направлены, какъ это сделалъ его иредшествепникъ на той же почве. Я такъ долго остановился на исторш Печенгскаго монастыря, потому что опъ имелъ существенное, хотя къ сожалетю и отрицательное дейетв 1 е на жизнь лопарей ыногихъ местностей русской Лапландш. Естественно, что не съ однимъ монастыремъ при ходилось сталкиваться лопарямъ. Имъ еще до устройства его пришлось познакомиться съ русскими и къ характеру этихъ столкповенш двухъ народностей я перехожу теперь, темъ более, что и современное ноложеше лопаря, въ отнотенш его къ русскому, является лишь естествениымъ продолжешемъ того порядка вещей, начало которому было положено первыми насельниками Новгородцами. Относительно управлешя Лапландш мы имеемъ лишь кратгая и очень неточный сведешя въ эпоху, предшествующую Московскому владычеству въ земле лопарей. Поселены были, какъ и большинство въ настоящее время, временный становищарыбопромышленниковъ. Не смотря на небольшое числоновгородскихъ носелетй въ Лапландш, она все-таки должна была считаться страною навсегда привязанной къ своей метрополш. Съ X III века управлете находится въ рукахъ выборныхъ новгородскихъ мужей, на обязанности которыхъ лежало и собираше дани съ лопарей (т. н. даныцики) г). Вотъ почти все, что мы знаемъ о формахъ управлешя новгородцами лопарской земли, въ судебномъ и административномъ отношетяхъ. Но насколько этимъ управле- 1). Дергачевъ, стр. 70.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz