Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

48 каждый годъ въ день памяти святаго, съезжаются лопари къ месту бывшаго Печенг­ скаго монастыря, на р. ПеченгЬ, жертвуютъ изъ своего скуднаго имущества, кто что можетъ, даже самое дорогое для лопаря— оленей; масса разсказовъ и легендъ ходитъ въ устахъ лопарей о просветительской деятельности прей. Трифона, ноказываютъ даже кресты, которые по местному преданно святой ставилъ во время своей деятельности въ Лапландш, когда онъ съ проповедью странствовалъ по лопарской земле. Восиоминашя о Печенгскомъ монастыре сводятся къ разсказамъ о тяжбахъ съ монахами и къ сравне- niio тягостнаго положены прошлаго времени съ не менее тягостнымъ современнымъ по- ложетемъ лопаря. Съ 1883 года Печенгскй монастырь сталъ возстановляться изъ своихъ разва- линъ, на месте перваго монастыря, основаннаго преп. Трифономъ, на р. ПеченгЬ. В ъ на- печатанныхъ для собирашя пожертвованш листкахъ указаны и цели, которыя монастырь желаетъ преследовать въ своей дальнейшей деятельности; монастырь будетъ стремиться помогать рыбопромышленникамъ, которые покидая свои села, приходятъ на целое лето на берегъ Ледовитаго океана для производства лова, и содействовать просвещенно лопа­ рей, укрепленно ихъ въ вере и уничтожение суеверш. Въ случае нужды онъ наме- ренъ помогать имъ хлебомъ, въ которомъ лопари сильно нуждаются. В ъ частной беседе со строителемъ я узналъ, что предполагается устроить и мастерски!, какъ и въ Соло- вецкомъ монастыре, отъ котораго новый Печенгсый монастырь находится въ зависимости, следовательно должны среди лопарей распространяться и ремесла. Цели, выдвинутыя но- вымъ монастыремъ могутъ возбуждать къ себе лишь сочувсте и нельзя искренно не пожелать, чтобы оне не остались простыми pia desiderata, чтобы монастырь не ношелъ по стопамъ перваго Печенгскаго монастыря и не изменялъ своихъ целей и направлены, какъ это сделалъ его иредшествепникъ на той же почве. Я такъ долго остановился на исторш Печенгскаго монастыря, потому что опъ имелъ существенное, хотя къ сожалетю и отрицательное дейетв 1 е на жизнь лопарей ыногихъ местностей русской Лапландш. Естественно, что не съ однимъ монастыремъ при­ ходилось сталкиваться лопарямъ. Имъ еще до устройства его пришлось познакомиться съ русскими и къ характеру этихъ столкповенш двухъ народностей я перехожу теперь, темъ более, что и современное ноложеше лопаря, въ отнотенш его къ русскому, является лишь естествениымъ продолжешемъ того порядка вещей, начало которому было положено первыми насельниками Новгородцами. Относительно управлешя Лапландш мы имеемъ лишь кратгая и очень неточный сведешя въ эпоху, предшествующую Московскому владычеству въ земле лопарей. Поселены были, какъ и большинство въ настоящее время, временный становищарыбопромышленниковъ. Не смотря на небольшое числоновгородскихъ носелетй въ Лапландш, она все-таки должна была считаться страною навсегда привязанной къ своей метрополш. Съ X III века управлете находится въ рукахъ выборныхъ новгородскихъ мужей, на обязанности которыхъ лежало и собираше дани съ лопарей (т. н. даныцики) г). Вотъ почти все, что мы знаемъ о формахъ управлешя новгородцами лопарской земли, въ судебномъ и административномъ отношетяхъ. Но насколько этимъ управле- 1). Дергачевъ, стр. 70.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz