Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
47 То обстоятельство, что начинал съ 30-хъ годовъ X Y I стол'Ь'пя, лопари н'Ькото- рыхъ частей русской Лапландш охотно принимали крещеше, что они даже два раза npi- евжали просить себе священниковъ, что мнопе изъ нихъ, увлеченные стойкостью въ про поведи и образомъ жизни ripen. Трифона, приняли крещеше и даже тогда уже но словамъ князя Курбскаго „множество отъ нихъ мнишеское житае возлюбилиотказывали даже свои земли монастырю— служитъ достаточно вескимъ доказательствомъ, что русская Лаи- лавдя была хорошей почвой для воспринятая новаго учешя; если поэтому впродолжеше вековой деятельности Печенгскаго монастыря дело распространешя хрисианства среди лопарей почти не двинулось вовсе, если даже въ 1681 г. приходилось жалованьемъ и льготами заманивать лопарей принимать св. крещеше— то вина въ нерад-Ьнш къ мис- сшнерской своей деятельности должна всецело пасть на техъ, которые уже по своему местоположение среди лопарской земли были призваны къ распространенно тамъ хри- ст 1 анства. Если задать себе вопросъ, нринесъ-ли Печенгскш монастырь пользу лопарямъ, то придется ответить на это, къ сожал4нш, отрицательно. Онъ содействовалъ ихъ обед нение, своимъ обращешемъ ожесточалъ ихъ, примеромъ жизни братш действовалъ раз- вращающимъ образомъ на молодую паству, онъ оставилъ ихъ коснеть въ невежестве впродолжеше долгихъ летъ, не заботясь о иросвещенш ихъ хриспанской верой. Память и объ основателе Печенгской обители и о ней самой сохранилась до сихъ поръ среди лопарей. Преи. Трифонъ одинъ изъ наиболее чтимыхъ лопарями святыхъ; „В пропшомъ но 189-м году оевраля въ 28 де послана великого Государя грамота в Колской острогъ к. стол- нику i воеводе к Василью Аверлакову, а велено в Колскомъ остроге i в у'Ьзде инов-Ьрцовъ и ]‘долопоклонниксвъ при зывать во благочестивую православную христианскую в'Ьру с любовию и прив'Ьтомъ и з добрымъ тщаниемъ и с не- онлопшымъ рад'Ьниемъ, а не наси.йеиъ; также и которые есть в Колскомъ остроге i в уЬздё монастыри, и т’Ьхъ монастырей игуменомъ и строителемъ и чернымъ и приходцкихъ церквей б'Ьлымъ священникомъ по тому жъ тЬхъ ннов’Ьрцовъ призывать со учениемъ от Божественного писания и проиоведшо слова Божия, и не на силием же,—чтоб инов'Ьрцов во благочестивой християпской вЬре множилось и чтоб то добро начатое дЬло в соверше- nie привести безо всякие тщеты и въ людехъ бы иноверных не возбудить смятения и от Колского острогу не ото гнать. А призвав их крестить, а за крещеше велено давать великого Государя жалованья но два рубли человеку да лготы в служб'Ь i въ тягл'Ь на два года, .а которымъ нарочатымъ давать и по полтретья и по три рубли человеку да льготы года по полтретья и по три; да i впредь ево великого Государя жалованьемъ ихъ велено обнадеживать, чтоб на то смотря и зшымъ инов'Ьрцомъ в православную хрнстиянскую в-fcpy повадно было приходить. I в иынешнемъ во 190-м году апреля въ 25 де......................(точки въ текст'Ь) государю ис Колского острогу столннкъ i воевода......................(точки въ текст'Ь) в нынешнемъ де во 190-м году ноября въ 5 де носылалъ онъ . . ..................(точки въ текст'Ь) соборные церкви нона Алекс'Ья Симонова.да съ нимъ ис Колянъ посадцкого человека Оедку Михайлова сына Суслова въ Колской у'Ьздъ в окрестъ облежащие лопскне погосты и вел'Ьлъ ему священнику в т!>хъ лонскихъ иогостехъ призывать ипов-Ьрцовъ и щшиоклонннков в нашу благочестивую православную христи- япскую в'Ьру, а призвав ихъ велелъ у нихъ лопарей в погостех для поклонения святых икон поставить часовни. I в иын'Ьпшемъ же во 190-м году оевраля въ 22 де Колского острога попъ АлекеЬй Симоновъ да коля ведка Сусловъ из уЬзду изъ лопскихъ погостовъ прн-Ьханъ подали ему за руками скаску, а что в которомъ лопско.мъ погосте учинено и тому наппсалъ опъ священннкъ АлексМ своею рукою книги. А в скаске попа Алекс'Ья и посадцкого человека ведки Суслова наиисапо: Ноября въ 8 де по указу великаго Государя царя i великого князя Оедора АлексЬевича, всеа великия i малыя и б'Ьлыя Pocni самодержца, и по наказной памят1 столиика i воеводы Аверлакова 'Ьздили они въ Колской у'Ьздъ is окрестъ-облежащия лопския погосты для призывания инов'Ьрцовъ и ]долопоклонниковъ и отступниковъ во благоче стивую нашу православную хрнстиянскую в'Ьру. И бывъ де они въ т'Ьхъ погостехъ, указъ великого Государя лопа рямъ сказывали и что въ которомъ погосте учинено и тому оп священникъ написал . . . . ,..................(точки въ текст'Ь)1. (Стр. 152, 153). (Продолжения н'Ьтъ).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz