Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

46 Конечно, московское правительство, отдавая въ собственность монастырю и лопар­ скую землю и самихъ лопарей приводя въ крепостную зависимость отъ монастыря, по­ ступало совершенно также, какъ оно поступало и въ другихъ м’Ьстахъ государства; но то, что было не ново въ другихъ частяхъ Poccin, на что смотрели какъ на фактъ обы­ денный, что подчасъ считали сами крестьяне, отягощенные налогами, льготой для себя, то въ Лапландш должно было явиться совершенно новымъ, перевернуть въ корне прежшй бытъ. Отъ монаховъ Печенгскаго монастыря зависало дать своему управлешю тотъ, или иной характеръ, принести пользу, или вредъ той новой паств’);, надъ которой они были призваны работать. Мы уже видели, что въ нравственномъ отношенш они могли иметь лишь дурное в.мте, такъ какъ печенгсие монахи кроме безнравственной жизни, о чемъ я говорилъ уже выше, еще и обманывали, и эксплоатировали лопарей. Въ экономическомъ отношешй образъ дМствй ихъ могъ привести лопарей только къ обеднение: отбирате угодШ всеми способами у лопарей въ пользу монастыря едва-ли могло содействовать раз­ витий благосостояв1я лопарей. Остается еще решить вопросъ: какъ относились печенгсие монахи къ лопарямъ и исполнили-ли они главную цель, намеченную прей. Трифономъ— обращеше лопарей въ христианство и укр^плете ихъ въ немъ. Что касается перваго вопроса, то красноречивый ответъ на него мы находимъ въ письме apxienHCKOiia Аеанашя, обращенномъ къ кабальнымъ лопарямъ. Изъ него явствуетъ, что не мало всевозможныхъ обидъ пришлось испытать лопарямъ отъ Печенгскаго мо­ настыря: „Васъ послушниковъ нашихъ, нишетъ арх1епископъ Аоанаий, въ милости всегда иметь будемъ и строителемъ и священникомъ и служебникомъ тоея пашея пустыни и всемъ Кольскимъ жителямъ, никакою обидою обидить васъ не дадимъ, а буде кто отъ сего времени не бояся Бога будетъ на васъ какою обидою нападывать или похищать имеше ваше, и мы, преосвященнейшй арххепископъ, указали вамъ на техъ обидящихъ людей присылать къ намъ заручные ваши челобитные съ нарочными носильщиками х).“ Что касается распрострапешя хриспанства среди лопарей, то двинувшееся съ такимъ успехомъ въ X V I столетш, оно повидимому замерло въ ХУП веке. Даже въ конце ХУП века не все лопари были крещены и еще въ1681г. московское правительство по приказание царя Оеодора Алексеевича заботится о раснространенш хриспанства. Изъ далекой Москвы присылаются распоряжешя о возбужденш мнссюнерской деятельности среди лопарей, тогда какъ Печенгсетй монастырь мало заботится объ этомъ. Въ этой грамоте приказывается призывать лопарей въ православную веру „съ любовью и приветомъ и съ добрымъ тщашемъ и съ неоилошнымъ радешемъ, а не наошемъ," приказывается далее крестящемуся лопарю давать государево яшюванье по два рубля на человека и льготъ отъ службы и тягла на два года, а некоторынъ „нарочитымъ" и больше. Велено также „и впредь его великаго Государя жаловапьемъ ихъ обнаделшвать, чтобы на то смотря и инымъ иноверцамъ въ православную хриспанскую веру повадно было приходить 2).“ ■) 3. и. р. I ’. о. ТШ . стр. 11. 2) Чтешя въ Имп. Общ. Ист. и Древн. Россшскихъ 1887. Киига I. См'Ьсь. Объ обращеши лоиарей в CTiaiiCTBO священникомъ Алек. Симоновымъ и коляниномъ 0ед. Суеловыыъ. Эту крайне интересную грамоту привожу зд'Ьсь буквально, какъ характерно рисующую заботы Царя Оеодора Алексеевича о распространеши хриспанства въ Лаиландш. Точки указываютъ на ироиущенныя мгЬста въ текстЬ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz