Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
44 Въ кратковременной исторш Печенгскаго монастыря играетъ особо-важную роль Х УП в*къ, по крайней мйр'Ь три первыхъ четверти его. Эта эпоха его разцв'Ьта, эпоха наибольшей его силы, когда и правительство московское старается его поддержать. Начиная съ X V I в^ка и въ теченш почти что всего ХУП , монастырь по- лучаетъ жалованныя грамоты отъ каждаго изъ вновь вступатощихъ государей, при- чемъ не только утверждаются грамоты предшествующая, но къ нимъ прибавляется и увеличете монастырскихъ им'Ьшй. В ъ жалованной грамогЬ отъ 15-го поня 1575 г. перечисляются данныя па имя монастыря жалованныя грамоты: „и даны де имъ (пе- ченгскимъ монахамъ) были мнопя жалованныя грамоты, листовыя, яа красными пе- чатьми, прежнихъ Великихъ Государей: блаженныя памяти Вел. Гос. Ц. и В. Кн. Ивана Васильевича всей Русш Самодержца, и В. Г. Ц. и В . Кн. веодора Ивановича в. Р. С., и В. Г. Ц. и В. Кн. Василья Ивановича в. Р. С. и отца нашего бла- женныя-жъ памяти В. Г. Ц. и В. Кн. Михаила веодоровича и д'Ьда нашего блажен- пыя-жъ памяти В. Г. свят-Ьйшаго Патр1арха Филарета Никитича Московскаго и в. Pycin“ *). Дача жалованныхъ грамотъ уже достаточно доказываете, что московсгае го- судари смотрели на известную часть лопарей и на Лапландпо какъ на свою вотчину и поэтому считали себя вправ* распоряжаться и землей, и жителями по своему усмотр-Ьнпо, Но отдавая часть Лапландш и лопарей въ собственность мопастыря, они старались сделать монастырь и безопаснымъ отъ набЬговъ сосЬдей, которые время отъ времени оспаривали права московскихъ государей на н-Ькоторыя части Лапландш. Эти-то мысли выражены въ жалованныхъ грамотахъ монастырю: „В ъ другомъ списк'Ь съ жалован- ныя-жъ грамоты 99 году (1591) написано: пожалованы Печенгскаго монастыря игумепъ съ братьею для прихода Шмецкихъ людей велено имъ строить монастырь въ Кольскомъ острог* у Благовещенья Пречистыя Богородицы, кельи поставите и ограду около мо пастыря оградить и анбары на монастырскую казну на монастыр* поставить, безданно и безпошлинно1, и если „НЬмещие Дацгае люди учнутып, нимъ впредъ пргЬзжая какихъ оброковъ и дани и съ рыбы десятины у нихъ просить и имъ НЬмецкимъ людемъ велено отказывать, что та земля Лопская и искони в'Ьчная вотчина наша Великаго Государя а не Датскаго короля и по 115-й годъ въ тое землю Датскаго короля люди ни въ чемъ не вступались и даней и оброковъ и рыбныхъ десятинъ не спрашивали, а посл'Ь въ тое землю учали вступаться мимо прежней обычай1' 2). Распоряжаясь Лапланд 1 ей, какъ своей вотчиной и отдавая лопарсмя угодья монас тырю, правительство, въ отнотенш суда и расправы, отдало часть лопарей, какъ крестьянъ монастырскихъ, въ руки монастыря. Грамота 1675 г. говорить по этому поводу следую щее: „также ихъ Печенгскаго монастыря служекъ и крестьянъ крещеныхъ лопарей и дворниковъ, нам'Ьстникомъ Новгородскимъ и Двинскимъ и Устюжскимъ и Тотемсиимъ и Вологодским!, и Каргонольским ь и Кольскаго острога воеводамъ и всягсимъ приказнымъ людемъ не суднти ихъ ни въ чемъ и доводчиковъ своихъ не посылать къ нимъ ни по что, и на поруки ихъ не давать ни отъ кого ни въ чемъ, опричь душегубства и разбою 1) А. И. IV, № 254. 2 ) Ibid.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz