Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
вольное., и пьянственнаго питья держится не вмалЬ... за нимъ есть и монастырской казны въ похищенш не мало®, „живетъ житье совершенно пьянственное, мало и ет, ка бака сходить , „а челов'Ькъ онъ уливчивыйк и т. гг. Лучше всего говорится о монах*!; Папл’Ь: „жиие онъ въ монагпеств'1, нын-Ь нреходитъ доброе"; но и атотъ лучппй изъ тогдашних'!, братй Печенгскаго монастыря, черезъ нисколько л'Ьтъ былъ заподозр-Ьнъ въ дурной жизни и повидимому всл’Ьдствш этого сосланъ въ Соловеций монастырь на покаяте '). Никопъ въ своей челобитной на печепгскихъ монаховъ также указываетъ на не устройства во внутреннемъ быт!; монастыря. Челобитная вызвана частньгмъ случаемъ: Никонъ нослалъ къ Печенгскому монастырю старца Селевия со служками; когда объ этомъ узналъ живуицй вч, моиастыр-Ь ггопъ Симеонч, гг онъ, попъ, паговорилъ такихъ же воровъ Печенгскаго монастыря старцовъ и служекъ, и, какъ пргЬхалъ на лодк’Ь твоего богомолья Крестнаго монастыря старецъ Селевгай, яи онъ, Симеонъ, собрався со многими ворами, и меня, богомольца вашего, всяко неподобно злословили и старца Селевгая без- честили, служку Левку Лазарева били и за ноги выволокли за мертва и покинули за монастыремъ, и который старецъ Крестнаго монастыря къ нимъ посланъ строителемъ, и онъ того строителя бьетъ, на ч’Ьпь сажаетъ и ни въ чемъ ево не слушаетъ, а мо настырскую казну всю пропилъ и проворовалъ" *). Въ 1701 году монастырь приписывается къ арх1ерейскому дому. „По жалованной Государевой грамот’Ь изъ Приказу большаго дворца, иишетъ арх1епискоиъ АеанасШ къ Кольскому воеводЬ Григорпо Козлову, велйно enapxift нашей Кольскаго острога Троицко- иеченгской пустыни со всгЬми къ ней надлежащими вотчинами лопарскими быть и въ присутствии и призр’Ьши къ дому нашему, дабы та пустыня за нашимъ призр’Ьшемъ и снабжешемч, къ лучшему устроилася". Въ силу полученной грамоты арх. Аеанагай при нимается за д4ло со свойственньгмъ ему жаромъ. Въ август^ 1701 года онъ назиачаетъ строителемч, Печенгскаго монастыря монаха Лаврения, а казначеемъ—монаха Исаю изъ Спасско-Козеручскаго монастыря. При своемъ отправленш въ Колу, они получаютъ ин- струкщи отъ арх. Аеанасгя, какъ имъ поступать, по принятш возложенныхъ на нихъ обязанностей. Главными пунктами инструкцш были: справедливость какъ къ монахамъ, такъ и вообще ко всей монастырской служб’Ь; изобретете способовъ для увеличетя мате- р1альныхч. средствъ монастыря. Везъ имяннаго указа отъ apxiepetf они не должны были Р’Ьгпать д^лъ, наводящихъ сомн1шге; „на излишные ни на каие расходы пустынной казны не держать и прихотей своихъ никакихъ тою казною не исполнять i вша не покупать", въ баняхъ „ни обще съ M ipcKm m людьми ни особо не мытися“ , и всягая работы жен- сшя заменять мужчинами, а жен!цинъ „ни для какова д’Ьла въ кельи не призывать i не пущать." 3) Приписанный къ арх1ерейскому дому монастырь продолжаетч, еще существовать въ течете слиткомъ полустол’Ьпя до 1764 г., ко!'да онч, былъ окончательно упраздненъ, таи, какъ къ тому времени онъ нришелъ въ полный упадокъ. ') 3. И. Р. Г. О. V III., стр. 6Г-64. 2) Ban. Отд Рус. Слав. Археологнг Ии. Р. Арх. Общ. II, стр. 643. 3) Тр. Арханг. Статист. Комитета. 1865. кн. I., стр. 41.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz