Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
42 Спиридоновъ дали имъ въ монастырь въ Мотоцкой губ* свои два лука, со вс*ми угодьи и съ половиною р*чки Печенги и съ р*чкою сь Ворьемою и съ тонями и сч> озерки съ л'Ьшими и съ звериными ловлями, да и данныя грамоты на т* луки имъ подавали... да у нихъ же рыбная ловля въ р*к* вч> Тупом* подч, Кривцомъ... да у нихъ же рЬчка Улита, да на Тулом*-жъ повыше Кал*пухи пожни ихъ монастырсия Кор- жавинсыя, да на Юрькин* остров* пожни, что куплены въ монастырь у Постника у Сорохина; да у монастыря-жъ рыбная ловля вверхъ р*ки Туломы подъ Падуномъ подъ камнемъ во вс*хъ ловляхъ половина сч, Соньельскими и съ Нотоверскими лопари по купчимъ и по даннымъ грамотамъ“ г). Но въ общемъ, если не считать этой грамоты, мы видимъ рядъ укавовъ, какъ предшествующихъ, тага и посл'Ьдующихъ жалованной гра мот* 1676 г., въ которыхъ угодьями лопарей запрещается завлад*вать. Такч. кром* указовъ 1649 и 1651 гг. встр*чаются указы отъ 1661, 1675, 1677 и 1687 гг., гд* запрещете это повторяется, причемъ указы либо основываются на частномъ распоряже- 1 пи относительно лопарскихъ угод 1 й, либо на общемъ постановленш о монастырскихч, земляхъ. Запрещете повторяется и самой грамотой 1697 года, гд* отданный монастырю угодья кольскими посадскими людьми, стр*льцами или лопарями возвращаются имъ об ратно, „и впредь лопарямъ... участковъ своихъ и рыбныхъ ловель и сенныхъ покосовъ и въ Печенгсгай монастырь поступати и отдавать отнюдь не вел*но. А буде которые люди въ томъ объявятся и т*мъ учинено будетъ жестокое наказаше и угодья и земли велятъ назадъ поворотить, потому что оброчнымъ людемъ угодьевч> и земель въ куплю продавать и въ оброкъ отдавать не вел*но“ . Захватывая, не смотря на запрещете, въ свои руки все бблыпее количество угодй монастырь богат*етъ, но вм*ст* съ возращешемъ богатства онъ становится по степенно изъ просв*тителя, угнетателемъ лопарей. Такъ усп*шно начатое д*ло прей. Трифона иринимаетъ постепенно совершенно другой оборотъ. Д*йствительно, подчасъ в*рный традищямъ, зав*щаннымъ основателемъ онъ помогаетъ лопарямъ во время голода, но при обыденныхъ услов!яхъ, когда исключительныхъ б*дствй не вис*ло надъ Лап- ланд 1 ей, самъ монастырь до изв*стной степени являлся для лопарей б*дств 1 емъ. Вм*ст* съ приростомч> богатствъ, утрачиваются стропе нравы, введенные прей. Трифономъ. Нравственность въ монастыр* падаетъ. Такъ, нанр., на основанш допроса, который сд*лалъ преосвященный Аоанасш, ариеиископъ Холмогорсшй и Важесий, ока залось, что изъ 14 братШ Троицкаго Печенгскаго монастыря лишь относительно четы рехъ не встречаются указатя, какъ на лицъ пьянствующихъ или расхищающихъ мо- монастырскую казну. Про остальныхъ говорится много дурнаго. Такъ нанр, про His- коего монаха Илыо-кузнеца говорится: „монахч. Илья кузнецъ прозвашемч. Пульчакч., вч, Mip* былъ житель Кольскаго-жъ острога, грамот* ие ученч,...; л*ти де совершенч, вч. старости. Толко де онъ живетч, житье совершенно пьянственное и моиастырсие избытки, гл* что можно похшцаетч. воровски, а и постригся деонч> вч. иночество отч> б*ды, кото рая прилучилась ему отч> воровства". Про другихъ говорится: „хмельное питье пьетъ вч> пьянство, только не всегда1, „хмельнаго питья держится не вмал*“ , „житье живетч. свое<) А. И. IV*. № 254.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz