Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

городъ они устраиваютъ монастырь во имя св. Троицы, па устье реки Колы и затемъ пачинаютъ проповедь хрисианства на лопарском'ь языке, который Оеодоритъ усп'Ьлъ изучить. Мнопе лопари крестились, мнопе, по словамъ кн. Курбскаго, „монашеское жиие возлюбили1, Оеодоритъ переводитъ и нисколько молитвъ на лонарсгай языкъ. Курбсмй, лично знакомый съ беодоритомъ, оставляетъ безъ вниматя сподвижника его преп. Три­ фона и даже забываетъ его имя, называя его Митрофаномъ (если только вгь этомъ по- сл'Ьдиемъ мы не должны видеть кого-либо изъ безв’Ьстныхъ тружеиииковъ на лопарской ниве, а не пр. Трифона, какъ думаютъ некоторые). Но въ д’Ь.тЬ просв^нценш хриспан- ствомъ и укрепления лопарей въ иемъ пр. Трпфону выпадаетъ деятельность и более продолжительная, и имевшая более важное значете для лопарей, чемъ просветительская деятельность остальныхъ нроповеднпковъ хрисианства въ Лапландш. Трифонъ считается происходящимъ изъ Новгорода: по однимъ—опъ былъ сы- номъ священника, по другпмъ—сыиомъ крещеиаго еврея. Онъ рано удаляется на се­ веръ, поселяется на реке ПеченН; по некоторымъ сведевцмъ онъ ведетъ тамъ пустын­ ническую жизнь, по другпмъ— сначала долго занимается рыбными промыслами и затемъ уже нереходитъ къ жизни пустыннической. Проповедью ему удалось обратить многихъ лопарей въ христианство, но, не будучи священнпкомъ, Трифонъ не крестилъ ихъ. После утомительной борьбы съ суевер 1 яыи, многихъ гонений, которыя ему пришлось испытать, онъ, убедившись, что число желаюнцихъ креститься достаточно велико, ирпюываетъ изъ Колы iepoManaxa Илью, который и совершаетъ кренцеше надъ лопарями. Самъ препод. Трифонъ тон'да-л;е иринимаетъ иноческй сапъ. Въ 1560 г. онъ устраиваетъ моннастырь недалеко отъ впадешя р. Печенн'и въ океанъ. Одной изъ главныхъ заботъ устроителя Печенгскаго монастыря было обезнечеше сунцествовашя монастыря получешемъ жалован- ныхъ грамотъ отъ Ивана IV. Въ 1556 н'оду преп. Трифонъ отправляется въ Москву и получаетъ отъ царя грамоту на владение, на вотчинномъ основанш, морскими губами: Мотоцкой, Лицкой, Урской, Пазрецкой и Нявдемской. По умоленио детей своихъ, ца­ ревичей 1оанна и Оеодора 1оанновичей, гласитъ н^рамота отъ 1-го Ноября 1556 г., по­ жаловали мы ннарскаго нашего богомолья, отъ студенаго моря-Океана, съ мурмангскаго рубежа, пресвятыя и Живоначальныя Троицы, Печенгскаго монастыря игумена Typin съ брапею, или кто въ томъ монастыре иной игуменъ или браия будетъ, вместо руги и вместо молебныхъ и нанихидныхъ денегъ, для ихъ скудости на пропиташе, въ вотчину: морскими! губами Матоцкою, и Лицкою, и Урсконо, и Печенгсконо, и Пазреискою, и Нявден- сконо 1 ’убами въ море, всякими рыбными ловлями и морскимъ вьшетомъ, коли изъ моря выкинетъ кита или морл;а, или иного какого зверя, и морскимъ берегомъ, и его остро­ вами, и реками, и малыми ручейками, верхов 1 ями, и тонями, и горными местами, и пожня­ ми, лесами, и лесистыми озерами, и звериными ловлями, и лопарями, которые лопари наши, данные въ той Матоцкой и Печенгской н-убахъ, ныне суть и впредь будутъ, со всеми угодьями луковыми (т. е. по заливамъ) и нашими, царя и великаго князя, денеж­ ными оброками и со всеми доходами, и волостными кормами, чтобы темъ имъ питаться и монастырь строить; а нашимъ боярамъ новгородскимъ и двинскимъ и устъ-Кольсмя волости приказнымъ и всякимъ нриморскимъ людямъ, и корельскимъ детямъ, и лопарямъ, и никому ннному въ ту вотчину, и реки, и тони, и во всягая рыбныя ловли не встунать-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz