Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

37 течи и многихч> лоплянъ крестишах). К ъ этой цитат* Карамзина, Дергачевъ добавляете сведешя, заимствуемыя имъ изъ Начала Церковной Исторш2). „Но Соловецкому лето­ писцу, пишетъ онъ, np iexaBiuie священникъ и /цаконъ нашли лопарей уже порядочно знакомыми съ хрисианствомъ, которое они получили отъ Соловецкихъ братгй. Следова­ тельно слава первоначальнаго просвещетя хрисианствомъ этого народа принадлежите основателямъ обители Соловецкой". Но Соловецгай монастырь, хотя и основанный еще въ первой четверти X V века, невидимому мало заботился о просвещеши лопарей хрисиан­ ствомъ, такъ какъ первое извесие о ихъ крещенш является лишь столе™ спустя, после основашя этой обители; къ тому-же, если-бы первые просветители лопарей, побудивпйе ихъ къ иринятш крещешя, принадлежали къ числу соловецкихъ братш, имъ не было бы нужды посылать лопарей за священниками въ Москву: они священниковъ могли-бы найти и въ монастыре. Вероятнее, слава первой проповеди среди лопарей должна принадлежать пустын- никамъ, которые, живя по берегу и на островахъ Велаго моря, проповедывали хриспан- ство. Этимъ то тружениикамъ, имена которыхъ не сохранились для потомства, и должно приписать дело перваго просвещешя иолудикаго народа. Черезъ несколько летъ после t o i ' o , какъ южные лопари, живице около Кандалакш- ской губы, на устье р. Нивы, были присоединены къ православной церкви— обращаются съ такой же просьбой и лопари, живше дальше па северъ, по pp. Коле и Туломе. „В ъ 1532 году npiexaina вч, Великш Новгородъ лопляне съ Мурманскаго моря, съ Колы реки, съ Туломы и просили у Manapin антиминсовъ и священника и посла отъ соборныя церкви священника и ддакона и они ехавше, церкви свящали Влаговещепш и св. Николая въ Филинповъ постъ и самихъ многихъ крестиша за Св. Носомъ лонлянъ* 3). В ъ ыгЬду- ющемъ году, однако, Макаргй узнаете, что крестившаяся лопь продолжаете оставаться въ идолопоклонничестве, вследств!е чего посылаетъ къ нимъ монаха Илью съ наставительной грамотой. Илья уничтожаетъ идолы, сжигаетъ священный рощи и проповедью старается укрепить христианство среди лопарей. Но более всего въ деле христанской проповеди среди лопарей потрудились 0ео- доритъ и пр. Трифонъ. Вотъ какъ описываетъ деятельность беодорита князь Курбсмй: „...разжегся же- латемъ пустыннаго безмолвнаго жительства, отходитъ въ далечайшую пустыню, въ языкъ глубокихъ варваровъ, лопарей дикихъ, пловуще великою Колою рекою, яже внадаетъ своимъ устьбмъ въ Ледовитое море, и тамо исходитъ изъ кораблеца и восходитъ на горы высоюя, ихъ же наречетъ святое писаше ребра северовы, и вселяется въ техъ лесехъ иустынныхъ, непроходимыхъ. Но коликихъ-же месяцехъ обретаетъ тамо единаго старца, пустынника (памятися, Митрофанъ бе имя ему), пришедшаго въ оную пустыню передъ нимъ аки за пять летъ и нребываютъ въ купе въ прегорчайшей пустыне, Вогомъ хра­ нимы, питающесь отъ жестокихъ аелй и корешй“ 4). После своего путешесттая въ Нов- *) Карамзипъ, V II, прим. 371. 2) Дергачевъ: Подр. оп. лопской земли, стр. 13. s) Карамзипъ: V II, пр. 371. 4) Сказаьпя кн. Курбскаго. Изд. Устрялова, стр. 114.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz