Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
36 которое, если попадало въ счастливыя услов 1 я—развивалось, росло, богатело, станови лось болыпимъ монастыремъ, ведущимъ за собой и культуру, и колонизацш въ прежде- безплодныя страны; про северную Русь молшо еще съ болыпимъ основашемъ сказать, что она была просвещена не по инищативе правительства, не высшихъ духовныхъ лицъ, а отдельными пустынниками, которые своей долгой и трудной деятельностью обращали въ хриспанство целыя инородчесмя племена. Такъ совершилось и обращете лопарей въ христ 1 анство. Если одни пустынники направляли свои силы на нашъ северовостокъ, то другие двигались постепенно къ северу; это последнее движете на северъ, начавшееся уже съ X IV в., получило наибольшее развито въ конце XV и въХ\'1вв., когда особенно сильно стало развиваться стремлете къ монастырской жизни вследств 1 е вновь наступивгиихъ условй въ жизни русскаго народа, условй, перенести которыя и приспособиться къ ко торымъ, не все чувствовали себя въ силахъ. Северъ въ то время представляла» наименее культурную страну изъ тогдашнихъ русскихъ владешй; тамъ среди дрзиучихъ лесовъ, непроходимыхъ дебрей пустынники находятъ себе ту обстановку, въ которой имъ лучше всего можно предаться созерцательной жизни. Еще въ первой половине XV века инокъ Савватй, а впоследствш и Зосииъ пе- рзезжаютъ морз и основываютъ обитель на столь заамзнигыхъ въ последующей русской исторш Соловецкихъ островахъ. Пустынножительское движете, продолжаясь, переходитъ постепенно и въ землю лопарей, сначала на южную ея часть, а впоследствш и на дигай и пустынный берегъ Ледовитаго моря, где жилъ чулсдый народъ, еще язычникъ, о которомъ Соловецгай „Садъ Спасешя" выражается въ следующихъ словахъ: „...быша сш... родове (лопари) яко звир 1 е дивне, живу.ще въ пустыняхъ непроходииыхъ, въ разселинахъ каменныхъ, не имуще ни храма, ни иного потребнаго къ жительству человеческому, но только л;ивотными питахуся зверьми, и птицами, и морскими рыбами, одежда лее кожа оле ней темъ бяшз“ ;). Неудивительно, что такая пустынная и дикая страна, населенная племенемъ, которому давалась подобная характеристика, должна была привлекать къ себе лгаждущихъ соединить уединете ст. миссшнерской деятельностью, отрекшихся отъMipaлюдей. Вотъ почему сравнительно скоро, посгЬ того какъ пустынножительское движение достигло Велаго моря, являются лица, которыя решаются проникнуть съ проповеднической целью на берега далекаго океана. Таковыми являются Эзодоритъ и пр. Трифонъ. Этимъ-то лицамъ, вне всякаго сомнЬтя, принадлежитъ честь совершетя одного изъ трудных!» под- виговъ—обратцейе лопарей въ хриспанство. Но еще до появления ихъ семена хрисиан- ства начали распространиться ерзди лопарей. Если верить летописи, названной Карам- зинымъ Ростовской, то желаше принять крзщен^е виервые исходило отъ самихъ лопарей. /"„Въ 1526 году, повествуетъ летопись, npiexaine къ Москве лопляне съ моря (Мяна, изъ Кандалакшской губы, усть Нивы реки, изъ дикой Лопи и били челомъ Государю и просили антиминса и священниковъ церковь свящати и иросветити ихъ святыиъ креще- шемъ, и Государь велелъ арх1епископу Макарпо послати изъ Нова-града отъ соборныя церкви священника и д1акона, и они ехавше свягцали церковь Ро?кдества 1оанны Пред х) Арх. Г. В. 1869. j Y» 64. Дергачевъ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz