Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
лЬно влад'Ьть по прежнему лопарямъ а вступаться въ нихъ никому не велено. А та грамота писцовой Алаевой книги Михалкова старее девятнадцатью годами; а Васильевы книги Агалина 92 (1574) году Алаевыхъ книгъ Михалкова старЬе тридцатью четырьмя годами, а мировая запись 109 (1601) году стар-Ье Алаевыхъ книгъ семью годами, а спиши, съ грамоты 99 (1591) году Печенсюе старцы подали ихъ же Игумновой мировой записи 109 (1601) году старЬе девятью годами. А въ той записи Печепскаго Монастыря Игуменъ съ Оратаю иаписалъ, что они, лопари, били челомъ въ Тулом® р®к® и въ озерахъ и въ р®кахъ о всЬхъ рыбныхъ, кра- сныхъ и бЬлыхъ ловляхъ, какъ ирежъ сего оцц Игуменъ у нихъ лопарей взяли въ наемъ, не ходя въ судъ, во всякихъ доходЪхъ сочлись и помирились и впредь платить имъ лопарямъ пополтора рубли па годъ, а пи сцовой книги Алая Михалкова, томъ же списк® съ грамотъ старее семнадцатью годами, а въ той писцовой книг® о томъ списк® ничего не помяиулось. II за вышеиисаннымъ несходствомъ тую писцовую Алаеву книгу Михалкова отставить приказали, да и потому тую писцовую Алаеву книгу Михалкова отставить, что лопари, въ Челобить® своемъ написали въ прош ломъ 119 (1611) году: какъ приходили подъ Кольской острогъ св®тсюе нЬмцы войною и лучщихъ мпогихъ людей побили и въ полопъ побрали и въ полону померли съ животами ихъ и угодьемъ четвертью р®кн Ту- ломы и анбарцами завладЬлн Печенскаго Монастыря старцы, потому что.дЬти т®хъ побитыхъ лопарей остались малы и угодьи своими владЬть пе могли и потому по всему знатно, что промысла Печенскаго Монастыря старцамъ писецъ Алай Мнхалковъ т® рыбные лопарше ловли въ кингахъ своихъ за Монастыремъ написалъ въ то воинское время отъ нихъ лопарей утайкою и потому но всему т® писцовые Алаевы книги Михалкова и списки съ жалованныхъ грамотъ отставить и приказали. А вышеописанные помЬты и Наши Государевы Грамоты 179 (1671) и 183 (1675) и 185 (1677) п 195 (1687) годовъ отставить приказали, потому что по т®мъ пом®тамъ и по'Нашимъ Государевымъ Грамо тамъ велЬно Печенскаго Монастыря старцамъ лопарскими рыбными промыслы владЬть по той Алаевой писцовой книг® Михалкова и по снискамъ съ тЬхъ жалованныхъ грамотъ для того, что въ Новгородскомъ приказ® Ва сильевы книги Агалина не сысканы, а нын® изъ Кольского острогу по отписк® твоей съ тЬхъ писцовыхъ Васильевых;, кипгъ Агалина въ Кольскомъ острог® явился списокъ за пршшсыо дьяковъ Ивана Вахром®ева да Ивана Нормацкаго; и всякими угодьи вс® uo.ibcitie жители влад®ютъ и всяше подати платили по той Ва сильевой книг® Агалина по 188 (1680) годъ, а не по Алаевой книг® Михалкова. А Алаевой писцовой книги Михалкова въ Кольскомъ острог® иЬтъ, а если-бъ о тЬхъ Васильевыхъ кингахъ Агалина изъ Кольскаго острогу вышеписаниая вЬдомосгь въ то время была прислана и такихъ бы вышепомяиутыхъ иом®тъ было и пе нало жено, и грамотъ о владЬньи пхъ лопарскихъ угодей Печенекпмъ старцамъ и не даио, и потому вс® иомЬты и грамоты отставить и приказали. Да въ нынЬншемъ же въ 205 (1697) году писалъ ты къ Намъ Великому Государю и Печенскнхъ старцовъ н Колянъ посацкихъ людей челобитную 176 (1668) году п подлинные грамоты 173 (1665) н 177 (1669) годовъ, за пршшсыо дьяковъ Дмитрея Шубина да Ивана Степанова, и подлинную челобитную Печеи- окпхъ же старцовъ и кольскихъ жителей н черные отписк Ивана Дверкалова и очную ставку Кандалашскаго Монастыря старцовъ Печенскаго Монастыря со старцы и Коляны посацкими людьми, что было въ Кольскомъ острог® ирислалъ къ Мосив®, а въ тЬхъ челобитныхъ Печенскаго Монастыря старцы и съ Коляны посацкими людьми и въ очныхъ ставкахъ писали, чтобъ имъ Кандалашскаго Монастыря старцы п со вебмп уЬздиыми людьми Bennie подати развытить и сбирать по прежней писцовой книг® Василья Агалииа, потому что изстари они но т®мъ книгамъ веяюе доходы платили, а не по Алаевымъ книгамъ Михалкова, и на того писца Алая Михалкова писали они порокъ, что онъ, для многихъ взятковъ, въ кингахъ своихъ, роясь па нихъ, тонные и промыслы писалъ не противъ старыхъ иннгъ писца Василья Агалина со многою прибылью, н по ихъ де челобитью ему Алаю промысловъ книгъ писать пе велЬно, а вел®но ®хать къ Моекв® и книгъ его Алаевыхъ для того въ Кольской острогъ и не прислано. А въ вышеписанныхъ подлинныхъ грамотахъ, каковы изъ Коль ского острогу присланы напнеапо: всл®ио Кандалашскаго Монастыря игумену Печенскаго Монастыря со старцы и съ Коляны посацкими людьми и съ уЬздными крестьяны во всякихъ податяхъ считаться по писцовой книг® Василья Агалина и потому по всему рыбными ловлями по писцовой книг® Василья Агалина владЬть Нотозер- скииъ и Сонгельскпмъ лопарямъ, а Печенскаго Монастыря старцамъ отъ тЬхъ рыбныхъ ловель отказать и писцовые книги Алая Михалкова отставить и приказали, что они Печенсюе старцы н Коляны посашае люди
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz