Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
406 а межа имъ съ Монастырскими угодьи Печенскаго Монастыря по Бабъ озеръ по Ссайдовара, а по другую сто рону отъ Нотозерскихъ лопарей Нотоозеро, ио Глубокой ручей. Да въ другой статьЬ-жъ подъ Нотозерскимъ погостамъ написано Нотозерскаго погоста лопарей на р’Ьк'Ь Тулом’Ь по выше Падуна заборъ; а ловятъ въ немъ красную рыбу семгу; да они-жъ ловятъ на р'ЬкЪ-жъ на Тулом'Ь Красную рыбу семгу с'Ьтми отъ Кольше межи отъ Кальнпухи, вверхъ но р'ЬкЬ но ТуломЬ до Верхняго Падуна, до ихъ же угодьевъ, Нотоозеро, а ловятъ на немъ б'Ьлую рыбу, а тЬ угодья р-Ьчки и озера и ручейки вЬдаютъ промежъ себя сами изстари, ио своимъ крЬлостямъ, а въ рЬкЬ ТуломЬ опрнчъ верхняго Забора и въ Нотозер'Ь Сонгельскаго погоста жильцы вЬдаютъ съ ними вмЬстЬ изстари по своему луковому угодью, а за Печенскимъ Монастыремъ въ рЬкЬ Тулом'Ь и въ Нотоозер'Ь никакой рыбной ловли не написано; а по вышепнеаннымъ грамотамъ 96 (1688) и 145 (1637) и 157 (1649) и 158 (1650) и 159 (1651) и 185 (1677) годовъ и по пом'Ьтамъ думнымъ дьяковъ вел'Ьно лопарямъ старыми своими всякими угодьи влад'Ьть по Т'Ьмъ. писцовымъ Васнльевымъ книгамъ Агалина но преж нему; а въ волости старостамъ и ц'Ьловальпикамъ и крестьянамъ въ р'Ьку Тулому въ JIoncKie рыбные ловли и во всяюе угодья вступаться не вел'Ьно, и Печенгскаго Монастыря Игумену и инымъ людсмъ, кто у нихъ т'Ь угодья въ оброкъ и куплю взяли, безъ нашего Государева указу, вел'Ьно въ томъ отказать, потому что лоп скихъ угодьевъ въ куплю продавать и въ оброкъ отдавать никому не вел'Ьно, и потому тЬми угодьи Иото- зерскимъ и Сопгельскимъ лопарямъ по той писцовой Васильевой книгЬ Агалина и ио грамотамъ влад'Ьть, а Печенскаго Монастыря Игумену съ брат!ею отказать и приказали: а ннсцовые-жъ книги Алая Михалкова 116 (1608) и 119 (1611) годовъ и пом'Ьты и Государевы грамоты, каковы по тЬмъ номЬтамъ Печенскаго Мона стыря старцамъ даны во 179 (1671) апр'Ьля въ 19 день, во 183 (1675) г. августа въ 25 день, во 185 (1677) г. Февраля въ 7 день, во 185(1677) год’Ьхъ шля въ 17 чнелахъ и которые списки съ жалованныхъ грамотъ 99 (1591) н 116 (1608) годовъ въ Новгородскомъ прнказ'Ь Псченше старцы за руками нрежнихъ Нгуменовъ и соборныхъ старцовъ къ выпискЬ во 182 (1674) г. положили какъ били челомъ противъ тЬхъ списковъ и противъ Алаевой писцовой книги на листу о жалованной грамотЬ, и тЬ списки и жалованную гра моту, каковая имъ противъ того ихъ челобитья во 183 (1675) г. дапа, приказали отставить, потому въ пис цовой въ Алаевой книгЬ Михалкова написано: половина забору въ Тулом'Ь р-Ьк'Ь по выше Падуна за Печен- скими старцы по жалованной грамотЬ 116 (1608) году, да за инми-жъ старцы по той же р'Ьк'Ь во всей рыбной ловли половина, а другая половина лопарская, ио ихъ лопарской д-Ьловой записи 96 ^1588) году: да въ той-же Тулом’Ь рЬк'Ь рыбная ловля и л-Ьсиые угодья, отъ межи отъ Калышухи до Падуна, осенней про- мыслъ, по писцовой книгЬ Василья Агалина Печенскимъ старцамъ полтрети, а достальное Лопарское да Коль ского крестьянина; да ихъ же старцовъ рыбные ловли и с'Ьнные покосы оброчные и данные, а въ жалованной грамогЬ 117 (1608) году не написаны, а иные прибыли нослЬ той грамоты иа той же рЬкЬ подъ Кривец- кимъ порогомъ, половина Падуна, а другая половина Лопарская; и въ той писцовой киигЬ явилось несходство въ томъ напнеалъ онъ Алай въ книгахъ своихъ пожни и рыбные ловли Монастырю крЬпки по жалованной грамот-Ь 116 (1608) году и той подлинной грамоты въ Печенскомъ Монастыр'Ь н'Ьтъ, а подали къ д'Ьлу они старцы съ нее списокъ за руками нрежнихъ Игуменовъ и старцовъ а въ томъ списку ианисано: сверхъ вы- шенисаннаго за Монастыремъ р'Ьчка Улита. А въ его Алаевой книгЬ той рЬчки Улиты за Монастыремъ ие написаио, да что въ той же писцовой киигЬ написано: рыбная ловля и межа ей но дЬловой записи вс'Ьхъ Лопарей 96 (1588) году и такой записи не явилось же, а явилась запись мировая Печенскаго Монастыря Игумена Аитошя, какову онъ далъ лопарямъ Дениску Яковлеву съ товарищи 109 (1601) году и межъ ими разстояшя будетъ три года. А написано въ ней, что помирились съ лопарями въ кормахъ и въ подводахъ и во всякихъ расходахъ съ 99 (1591) году и въ томъ не бить челомъ, а впредь платить ему Игумену имъ лопарямъ за всяюе доходы по полтора рубли иа годъ, а межи угодья въ ней не написано. А что въ той же Алаевой книгЬ нанисано: на Тулом'Ь р'Ьк'Ь рыбная ловля и л'Ьсные угодья отъ межи отъ Кальнпухи до Падуна; осеннего же промыслу но писцовой книгЬ Василья Агалина Печенскимъ старцамъ полтрети, а изъ Васильевыхъ книгъ Агалина въ выписк'Ь, накову изъ Кольского острогу въ нын'Ьшнемъ 205 (1697) году прислалъ ты за Печенскимъ Монастыремъ никакой рыбной ловли не написаио; да что въ той же писцовой киигЬ неписано, рыбные ловли и с'Ьнные покосы оброчные и данные, а въ жалованной грамотЬ 116 (1608) году не написаны, а иные за ними прибыли посл'Ь той жалованной грамоты и ш статья въ Государевой грамотЬ 96 (1588) году какову подали лопари, противна; поэтому, въ той грамотЬ иаписано: рыбными ловлями и всякими угодьи ве-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz