Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

406 а межа имъ съ Монастырскими угодьи Печенскаго Монастыря по Бабъ озеръ по Ссайдовара, а по другую сто­ рону отъ Нотозерскихъ лопарей Нотоозеро, ио Глубокой ручей. Да въ другой статьЬ-жъ подъ Нотозерскимъ погостамъ написано Нотозерскаго погоста лопарей на р’Ьк'Ь Тулом’Ь по выше Падуна заборъ; а ловятъ въ немъ красную рыбу семгу; да они-жъ ловятъ на р'ЬкЪ-жъ на Тулом'Ь Красную рыбу семгу с'Ьтми отъ Кольше межи отъ Кальнпухи, вверхъ но р'ЬкЬ но ТуломЬ до Верхняго Падуна, до ихъ же угодьевъ, Нотоозеро, а ловятъ на немъ б'Ьлую рыбу, а тЬ угодья р-Ьчки и озера и ручейки вЬдаютъ промежъ себя сами изстари, ио своимъ крЬлостямъ, а въ рЬкЬ ТуломЬ опрнчъ верхняго Забора и въ Нотозер'Ь Сонгельскаго погоста жильцы вЬдаютъ съ ними вмЬстЬ изстари по своему луковому угодью, а за Печенскимъ Монастыремъ въ рЬкЬ Тулом'Ь и въ Нотоозер'Ь никакой рыбной ловли не написано; а по вышепнеаннымъ грамотамъ 96 (1688) и 145 (1637) и 157 (1649) и 158 (1650) и 159 (1651) и 185 (1677) годовъ и по пом'Ьтамъ думнымъ дьяковъ вел'Ьно лопарямъ старыми своими всякими угодьи влад'Ьть по Т'Ьмъ. писцовымъ Васнльевымъ книгамъ Агалина но преж­ нему; а въ волости старостамъ и ц'Ьловальпикамъ и крестьянамъ въ р'Ьку Тулому въ JIoncKie рыбные ловли и во всяюе угодья вступаться не вел'Ьно, и Печенгскаго Монастыря Игумену и инымъ людсмъ, кто у нихъ т'Ь угодья въ оброкъ и куплю взяли, безъ нашего Государева указу, вел'Ьно въ томъ отказать, потому что лоп­ скихъ угодьевъ въ куплю продавать и въ оброкъ отдавать никому не вел'Ьно, и потому тЬми угодьи Иото- зерскимъ и Сопгельскимъ лопарямъ по той писцовой Васильевой книгЬ Агалина и ио грамотамъ влад'Ьть, а Печенскаго Монастыря Игумену съ брат!ею отказать и приказали: а ннсцовые-жъ книги Алая Михалкова 116 (1608) и 119 (1611) годовъ и пом'Ьты и Государевы грамоты, каковы по тЬмъ номЬтамъ Печенскаго Мона­ стыря старцамъ даны во 179 (1671) апр'Ьля въ 19 день, во 183 (1675) г. августа въ 25 день, во 185 (1677) г. Февраля въ 7 день, во 185(1677) год’Ьхъ шля въ 17 чнелахъ и которые списки съ жалованныхъ грамотъ 99 (1591) н 116 (1608) годовъ въ Новгородскомъ прнказ'Ь Псченше старцы за руками нрежнихъ Нгуменовъ и соборныхъ старцовъ къ выпискЬ во 182 (1674) г. положили какъ били челомъ противъ тЬхъ списковъ и противъ Алаевой писцовой книги на листу о жалованной грамотЬ, и тЬ списки и жалованную гра­ моту, каковая имъ противъ того ихъ челобитья во 183 (1675) г. дапа, приказали отставить, потому въ пис­ цовой въ Алаевой книгЬ Михалкова написано: половина забору въ Тулом'Ь р-Ьк'Ь по выше Падуна за Печен- скими старцы по жалованной грамотЬ 116 (1608) году, да за инми-жъ старцы по той же р'Ьк'Ь во всей рыбной ловли половина, а другая половина лопарская, ио ихъ лопарской д-Ьловой записи 96 ^1588) году: да въ той-же Тулом’Ь рЬк'Ь рыбная ловля и л-Ьсиые угодья, отъ межи отъ Калышухи до Падуна, осенней про- мыслъ, по писцовой книгЬ Василья Агалина Печенскимъ старцамъ полтрети, а достальное Лопарское да Коль­ ского крестьянина; да ихъ же старцовъ рыбные ловли и с'Ьнные покосы оброчные и данные, а въ жалованной грамогЬ 117 (1608) году не написаны, а иные прибыли нослЬ той грамоты иа той же рЬкЬ подъ Кривец- кимъ порогомъ, половина Падуна, а другая половина Лопарская; и въ той писцовой киигЬ явилось несходство въ томъ напнеалъ онъ Алай въ книгахъ своихъ пожни и рыбные ловли Монастырю крЬпки по жалованной грамот-Ь 116 (1608) году и той подлинной грамоты въ Печенскомъ Монастыр'Ь н'Ьтъ, а подали къ д'Ьлу они старцы съ нее списокъ за руками нрежнихъ Игуменовъ и старцовъ а въ томъ списку ианисано: сверхъ вы- шенисаннаго за Монастыремъ р'Ьчка Улита. А въ его Алаевой книгЬ той рЬчки Улиты за Монастыремъ ие написаио, да что въ той же писцовой киигЬ написано: рыбная ловля и межа ей но дЬловой записи вс'Ьхъ Лопарей 96 (1588) году и такой записи не явилось же, а явилась запись мировая Печенскаго Монастыря Игумена Аитошя, какову онъ далъ лопарямъ Дениску Яковлеву съ товарищи 109 (1601) году и межъ ими разстояшя будетъ три года. А написано въ ней, что помирились съ лопарями въ кормахъ и въ подводахъ и во всякихъ расходахъ съ 99 (1591) году и въ томъ не бить челомъ, а впредь платить ему Игумену имъ лопарямъ за всяюе доходы по полтора рубли иа годъ, а межи угодья въ ней не написано. А что въ той же Алаевой книгЬ нанисано: на Тулом'Ь р'Ьк'Ь рыбная ловля и л'Ьсные угодья отъ межи отъ Кальнпухи до Падуна; осеннего же промыслу но писцовой книгЬ Василья Агалина Печенскимъ старцамъ полтрети, а изъ Васильевыхъ книгъ Агалина въ выписк'Ь, накову изъ Кольского острогу въ нын'Ьшнемъ 205 (1697) году прислалъ ты за Печенскимъ Монастыремъ никакой рыбной ловли не написаио; да что въ той же писцовой киигЬ неписано, рыбные ловли и с'Ьнные покосы оброчные и данные, а въ жалованной грамотЬ 116 (1608) году не написаны, а иные за ними прибыли посл'Ь той жалованной грамоты и ш статья въ Государевой грамотЬ 96 (1588) году какову подали лопари, противна; поэтому, въ той грамотЬ иаписано: рыбными ловлями и всякими угодьи ве-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz