Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
ченсше старцы того писца своимъ умысломъ опорочили рЬчыо, а прежней опорочил племенной нп которой не сыскано въ Кольскомъ острог®. А въ грамот® де и луки введены, кто ч'Ьмъ влад'Ьетъ, а того посл’Ьдняго писца Алая Михалкова и Колине по той грамот® и послЬдней писцовой книг® не считаются; а они де съ ними по той книг® считаться готовы жъ, а что они Коляие платятъ уФтевыхъ денегъ мало, а они ихъ оплачивают: платятъ много лишняго, а луки ихъ колъсие добрые промышленные, а ихъ луки заволокомъ худые п въ томъ де они па нихъ колянъ будутъ бить челомъ о своихъ нуждахъ какъ Четвертные пахотпые земли въ русскихъ городахъ добрые и худые верстаютъ и средше; къ той сказк® дьяконъДа старецъ да два человЬка крестьянъ руки приложили. И Печенскаго Монастыря старецъ СергЬй, да староста Сенька Яковлевъ, выслушавъ сш сказку сказали, что Кандалашше луки лучше кольскихъ луковъ, потому что на т®хъ Кандалашскпхъ лукахъ стоятъ пять варницъ соляиыхъ, да у нихъ же на тЬхъ лукахъ сЬнные угодья добрые и л®сы добрые жъ; да сверхъ того межъ Кандалашскими крестьяны прилегли Печенского Монастыря три лука безъ четверти; а за т® луки межъ Кандалашскпхъ крестьянъ въ тягло емлютъ на годъ но десяти рублевъ, и имъ противъ Кандалаш- скихъ луковъ въ трое положить и считаться нельзя. А буде противъ грамоты лукъ противъ лука положатъ, и они съ ними считаются во всякихъ податяхъ; и черной дьяконъ Исидоръ, да Кондрашко Трофимовъ, вы слушавъ словеснаго отв'Ьту: есть де у нихъ четыре варницы монастырше на ихъ Монастырской земл®, а пятая варница на наемной земл® и строешя той варницы Монастырсше, а буде имъ понадобятся варницы и оии бъ строили ссб®, а они де пхъ не отгоняютъ и чинили бы они въ томъ прибыль также какъ и они чинятъ прибыль и пошлины съ тЬхъ варницъ платятъ, а что Польше свои луки охулили и па т®хъ лукахъ ■ пе сказали никакихъ промысловъ и т® пхъ луки промышленные ц тонь на т®хъ лукахъ много, а купятъ они I межъ себя па лукахъ тони по девяносту и по сту_руйлевъ слишкомъ и оброчныхъ м®стъ на т®хъ лукахъ мно го рыбныхъ ловель и с®нныхъ покосовъ изъ малаго оброку владЬютъ, а дани не платятъ и съ ними въ счетъ не кладутъ, а пишутъ въ своемъ челобнть® одни свои луки, а съ писцовой книгой т® луки несходны. А Печенскаго Монастыря старецъ СергЬй да Сенька Яковлевъ сказали, что де есть у ннхъ купленные воды, а л®са и тундры лопское згодье, и на т®хъ згодьяхъ у нихъ лопарей промышляютъ, кто у нихъ наймуетъ, а прешъ сего были у нихъ варницы въ Кольской Губ®, на усть® Сайды р®кп, и пзъ т®хъ варницъ они нхъ пзгонпли. И Черной дьяконъ Исидоръ сказалъ—по судному де д®лу они въ томъ иску платили, а впредь кто будетъ такъ здурустъ и на то де намъ Государевъ указъ. А нын® били челомъ намъ, Великому Государю, Лонарижъ, ссудного жъ пхъ д®ла Воевода князь Иваиъ Чесменской и намъ Великому Государю писалъ и по той отписк® указъ не учиненъ. II во 196 (1688) г. Воевода Иванъ Одинцевъ, паруша прежше наши Государств указы половину стариннаго ихъ угодья, нев®домо по какому указу, и не призвавъ ихъ лопарей въ отв®тъ, и велЬлъ влад®ть Печенскпмъ старцамъ, и они старцы и до нын® рыбу промышляютъ, л намъ Великому Государю пожаловать пхъ не вел®ть прежнихъ на шихъ Государскихъ указовъ нарушить, а вел®ть бы старинными угодьями по писцовой книг ® Василья Агалина владЬть имъ и о томъ дать бы имъ Нашу Государскую Грамоту. Да намъ же Великому Государю били челомъ Печенскаго Монастыря Игуменъ съ браиею, чтобъ Ло парскому ложному н составному прежнему и нынЬшнемуЧелобитью вЬрить не вел®ть, и половину рыбной ловли чрезъ Miiorie крЬпости и жалованные Грамоты и мировые записи у нихъ отпять, а вел®ть бы тЬмн угодьи владЬть имъ по прежнему и о томъ дать бы имъ нашу Государскую Грамоту съ прочетомъ. II въ нынЬшпемъ въ 205 (1697) году Марта въ 27 день по Нашему Великаго Государя указу думной нашъ дьякъ Емельянъ Игнатьевичъ Украипцовъ съ товарищи, слушавъ выписки приказалъ: въ р®к® Тулом® и въ Нотоозер® красной и б®лой рыбы ловлями по писцовой кппг® Василья Агалнпа 82 (1574) году и по о грамотамъ 96 (1588) и 115 (1637) и 157 (1649) и 158 (1650) и 159 (1651) и 185 (1677) годовъ и по пом®тамъ думныхъ дьяковъ Федора Лихачева, Михайла Волошенпиова, да Аверкш Кирилова владЬть Ното- зерскимъ и Сонгельскпмъ Лопарямъ; а Печенскаго Монастыря старцамъ отъ т®хъ рыбныхъ ловель отказать. Въ той-же выпнскЬ съ писцовой книги Агалина 182 (1574) году, какова въ ныпЬшнемъ 205 (1697) году изъ Кольского острогу прислана, написано въ первой стать®: подъ Сонгельскпмъ погостомъ вЬдаютъ они лопари съ Нотозерскими лопарями на р®к® Тулом®, а ловятъ красную рыбу семгу во всЬхъ нромыслахъ, опричь верхняго забора, да и Нотозера да съ ними за одинъ в®даютъ, а в®даютъ они т® рыбные ловли угодья р®чки и озера л®спые и р®ку Тулому и Нотозеро бобровые ловли и всяие угодья ихъ промежъ себя сами изстари,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz