Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
404 книгЬ Михалкова, да въ Кандалашской де волости и въ Кандалашскомъ Монастыр'Ь въ писцовой книг Ь Ва силья Агалина написано сорокъ луковъ, а въ Алаевыхъ книгахъ написано за Каидалашскимъ Монастыремъ и за Кандалашскими крестьяны двадцать луковъ, а двадцать де луковъ имъ убавлены наровя Каидалашскимъ старцамъ и крестьянами, а въ Кольскомъ де острогЬ въ съ'Ьзжей изб'Ь писцовыхъ книгъ Алая Михалкова н'Ьтъ, прежше де подъя,пе померли, спросить про Алаевы книги неукого, а дани и оброки и всяме подати Коляны посацте люди и уездные крестьяне и Печенше и Кандалашше старцы и крещенные и некре- щенные лопарп платятъ по писцовой книгй Василья Агалина; а т£ де книги за дьячийи руками дьяковъ Ивана Нормацкого да Ивана Вахромеева; а про Печенской Монастырь и про Поръегубскую волость про луки сколько Монастырскихъ и крестьянскихъ луковъ въ отписк'Ь его, какова прислана въ прошломъ во 174 (1666) году не написано, потому писца Василья Агалина за Печенскимъ Монастыремъ и въ Поръегубской волости, сколько луковъ, того въ писцовой книг-Ь не написано; а Печенскаго де Монастыря старцы подати платятъ и всякую разделку межъ себя чинятъ съ Коляны посацкими людьми вм’Ьст'Ь; и по той грамот!» Кольского острога Печенскаго Монастыря старцамъ и Колянамъ посацкпмъ людямъ и уЪзднымъ крестьянамъ и Каидалашскаго Монастыря Игумену съ брат!ею во всякихъ нодатяхъ велЪно дать счетъ, по прежнему указу, и указъ учинить по писцовымъ книгамъ, книгамъ Василья Агалина; буде доведется чтобы впредь челобитьевъ не было. И 177 (1669) году декабря въ 21 день Кольского острогу староста Сенька Яковлевъ у I да Печенскаго Монастыря старецъ Серий, да Кандалашскаго Монастыря Черной дьяконъ Исидоръ, да Кан- далакшанинъ Кондрашко Трофимовъ, выслушавъ вс'Ь грамоты на очной ставкЬ, и Печенскаго Монастыря старецъ Серий, да земской староста Сенька Яковлевъ подали о счетЪ за рукою челобитную. А въ ней на писано: Отцу Нашему Государеву Блаженные памяти Великому Государю били челомъ Печенскаго Монастыря Келарь старецъ Аркадш съ бранею, да Кольского острогу староста Сенька Яковлевъ и во вс'Ьхъ Колянъ иосацкпхъ людей м'Ьсто въ прошломъ де во 169 (1661) году били челомъ они Кандалашше волости на крестьянъ и Пречистенскаго Монастыря на старцовъ и на вс'Ьхъ уЬздныхъ людей, что т'ЬПречистенсше старцы и Кандалашше крестьяне въ Кольскомъ острогЬ за хлебные запасы уФтенные деньги платятъ несполна, а не доимку пишутъ въ см'Ьтныхъ спискахъ на нихъ, а имъ де въ земсше ни въ каше расходы не платятъ, и по ихъ де челобитью прислана грамота за нриписыо дьяка Дмитр1яШубина къ стольнику и воеводЪ къ Якову Стрешневу, а вел'Ьно Кандалашскаго Монастыря старцамъ и уЬздныхъ волостей крестьяиамъ всяюе подати и за стр^лецше хлебные запасы и всяюе земсше расходы платить по писцовымъ книгамъ Василья Ага лина: и въ прошломъ де во 170 (1662) году на т$хъ Кандалашскихъ старцахъ и крестьинЪхъ во всяше земсше расходы деньги доправлены на одинъ годъ, а сколько доправлено и въ томъ отпись дана; да въ прош ломъ де во 176 (1668) году прислана грамота-жъ къ стольнику и воеводЪ къ Ивану Дверкалову, а вел’Ьно всяте доходы разверстать по сколько за к’Ьмъ луковъ будетъ:, и Намъ Великому Государю пожаловать ихъ велеть т'Ьмъ Кандалашскпмъ старцамъ и крестьянамъ по грамотамъ уФтенные деньги въ съ'Ьзжую избу пла тить и въ земсше расходы по писцовой книгЬ Василья Агалина по лукамъ, сколько за кгЬмъ луковъ будетъ и прежнихъ годовъ т'Ь недоимочные уФтенные деньги т'Ьмъ Пречистенскимъ старцамъ и Кандалашскимъ крестьяиамъ доплачивать; къ той челобитной шесть челов'Ькъ старцовъ да шестнадцать челов’Ькъ посацкихъ людей руки приложили. И Кандалашскаго Монастыря Черной дьяконъ Исидоръ да Кондрашко Трофимовъ, вы слушавъ заручную челобитную, подали сказку за руками. А въ сказкЪ написано: 177 (1669) году декабря въ 21 день по вышеписанной грамотЪ, какова прислана въ прошломъ 176 (1668) году мая въ 21 день и но писцовымъ книгамъ Ва-силья Агалина по луковой дани, сколько платятъ Коляне съ посацкими людьми и съ Печенскими старцы, во всякихъ податяхъ и всякихъ расходахъ они считаться готовы, а Коляне по- canKie люди и Печенскаго Монастыря старцы дань платятъ съ свопхъ угодьевъ по писцовой книгЬ Василья Агалина по дв£ гривны съ луки, потому что луки ихъ заволокомъ непромышлениые худые, также какъ въ русскихъ городахъ пахатные земли добрые и cepepie и шише и по писцовой книгЬ Василья Агалина шгЬется Кольскихъ угодьевъ лукъ, а ихъ заволоцкихъ противъ того по той же книгЬ будетъ три лука слишкомъ, по тому что ихъ кольеше луки добрые промышленные, а ихъ луки худые и непромышленные, потому они счи таться готовы; а что де въ прошломъ во 175 (1667) году по общему ихъ челобитью съ коляны посацкими людьми и съ печенскими старцы прислана Наша Великаго Государя грамота, что считаться имъ съ ними во всякихъ податяхъ и расходахъ по последней книгЬ иисца Алая Михалкова и коляны де посацше люди и Пе-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz