Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
гинъ, вместо Келаря, старца Вешамина, и посацкихъ людей, по ихъ веленью, руку приложилъ, и подъ тою «чною ставкою черная отписка Стольника и воеводы Ивана Дверкалова. Да въ подлинной же грамот'Ь прошлаго 177 (1669) году 1юля 11 числа, за приписью Дьяка Ивана Степанова написано: писалъ къ Намъ Великому Государю изъ Кольскаго острогу Стольникъ и воевода Иванъ Дверкаловъ: въ прошломъ де во 177 (1669) году били челомъ намъ Великому Государю Печенскаго Мона стыря Келарь, старецъ Аркад1й, съ брат!ею, да Кольского острогу земской етароста Сенька Яковлевъ и за вс'Ьхъ Колянъ посацкихъ людей вм'Ьсто, чтобы имъ старцемъ и посацкимъ людемъ Кандалашскаго Монасты ря старцами и съ уЬздными крестьяны дали счетъ но лукамъ въ податяхъ и въ мпрскихъ расходахъ, сколь ко за к'Ьмъ луковъ будетъ по писцовой КнигЬ Василья Агалина; а по очной де ставкЬ Кандалашскаго Мона стыря черной дьяконъ Сидоръ да Кандалакшанинъ Кондрашко Малой сказали: по писцовымъ де книгамъ писца Василья Агалина по луковой дани съ Коляны посацкими людьми и съ Печенскими старцы во всякихъ по датяхъ и земскихъ расходахъ считаются; а Коляны де посацые люди и Печенше старцы дань платятъ съ своихъ угодьевъ по писцовой книг'Ь Василья Агалина, по двадцати по одному алтыну съ лука, потому что Кольше луки добрые промышленные; а кандалашше старцы и крестьяне съ своихъ луковъ дани платятъ по той же книг’Ь Василья Агалина по шести алтынъ по четыре деньги съ лука, потому что Кандалашше луки худые и не промышленные, какъ въ рускихъ городахъ пахатные добрые и середше и худые земли и подати имутся кольскихъ угодьевъ лукъ, а каидалашскихъ противъ Кольскаго лука будетъ три лука слиш комъ; а Печенскаго Монастыря старецъ СергЬй, да земской староста Сенька Молавистовъ сказали, что Кан далашше луки Кольскихъ луковъ лучше и на тЬхъ Кандалашскпхъ лукахъ сЬнные покосы и л'Ьса добрые, да промежъ Кандалашскими крестьяны прилегли Печенскаго Монастыря три л\7ка безъ четверти, а емлютъ де тягло съ тЬхъ луковъ межъ себя по десяти рублевъ на годъ, а имъ де Кольскихъ луковъ противъ Кан далашскихъ луковъ положить втрое и считатця нельзя; а буде же противъ нашего Великаго Государя гра мотъ луковъ противъ лука положить и они де во всякихъ податяхъ считаются; а Кандалашскаго Монасты ря черной дьяконъ Сидоръ да Кондрашко Малой сказали: есть де у нихъ четыре варницы соляныхъ Мона- стырскихъ а пятая де варница на наемной землЬ, а строенье той варницы монастырское и буде имъ печен- скимъ старцамъ и колянамъ посацкимъ людямъ понадобятся варницы и они бъ себ’Ь также строили и въ томъ намъ Великому Государю въ пошлин’Ь прибыли будетъ, а что де Кольше свои луки охулили и на тЬхъ своихъ лукахъ промысловъ пе сказали и тЬ пхъ луки промышленные и тонные; промысловъ на т'Ьхъ лу кахъ много, а купятъ они межъ себя на лукахъ тони по девяносто и по сту рублевъ слишкомъ, и оброч- ныхъ ловель и сЬнныхъ покосовъ на Т’Ьхъ лукахъ много, а владЬютъ они коляны изъ малаго оброку, а дани намъ Великому Государю не платятъ и въ счетъ не кладутъ; а Печенскаго Монастыря старецъ СергЬй да земской староста Сенька Яковлевъ сказали, что де у нихъ воды купленные, а л'Ьса и земля Лопше згодья, и на тЬхъ згодьяхъ кто у нихъ лопарей изъ найму емлетъ, тотъ и промышляетъ, и потому де у щшнъ и у печенгскихъ старцовъ съ кандалашскими старцы и съ у’Ьздными крестьяны межъ себя и счет^Ътъ. И но той нашего Великаго Государя грамотЪ Кандалашскаго Монастыря Игумену съ 6parieio Печенскаго Мона стыря съ Келаремъ Аркад1омъ съ братю и съ Коляны посацкими людьми и съ уЬздными крестьянами въ подводахъ и во всякихъ податяхъ велЬно считаться, по писцовой кннгЬ Василья Агалина по дани и по об року, кто сколько платитъ. Да въ черной отписЪ Стольника п воеводы ирошлаго 177 (1669) году Ивава Дверкалова написано тожъ, что и въ грамот'Ь. Подъ тою черною отпискою въ подлинной грамот’Ь прошлаго 176 (1668) г. мая 29 числа за при писью дьяка Ивана Степанова написано: апр’Ьля въ 19 день писалъ къ намъ Великому Государю изъ Коль скаго острогу стольникъ и воевода Иванъ Дверкаловъ, что де противъ челобитья Кольскаго острогу Канда лашскаго Монастыря чернаго дьякова Исидора Коляне nocanKie люди и Печенше старцы о счетЪ на очной ставкЬ сказали, что въ Кольскомъ острогЬ послЬдняго писца Алая Михалкова книгъ н’Ьтъ, и въ Кольской острогъ тЬ Алаевы книги не присланы, потому что тотъ Алай почалъ Кольше луки писать съ прибылью и въ томъ де на того Алая на Москв’Ь было челобитье и т'Ьмъ де челобитьемъ t£ его Алаевы книги опо рочены, а дань и оброкъ и всяюе подати платятъ они Коляне съ уЬздными людьми вм’Ьст'Ь по писцовой книг’Ь писца Василья Агалина тому де девяносто трет!й годъ, по той они книгЬ считаются; а тЬ де Кан далашше старцы и Кандалашше крестьяне платятъ по той Васильевой книг'Ь Агалина, а не по Алаевой
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz