Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
писцу велЬно 'Ьхать къ М оскв Ь, а писать ему тЬхъ ихъ промысловъ не велено, и съ Москвы въ КольскШ острогъ почему сбирать всяюе подати книгъ его писма неирислано, а сбирать съ нихъ и со всЬхъ уЬздныхъ людей всяюе подати луковую дань и съ новокрещенныхъ и съ некрещевныхъ троеданныхъ лопарей; а Свиц- каго и Дацкаго королей поголовную прежняго писца Василья Агалина, по кнпгамъ, тому де девяносто третш годъ. А тЬ де Еольсие уездные Пречистенсюе Старцы и Кандалашсгае крестьяне, бивъ челомъ, чтобы имъ платить всяюе подати по лукамъ послЬдняго писца Алая Михалкова, потому что т'Ь Кандалашсюе крестья не прежъ сего писца Алая подкупили: въ книг* противъ прежняго писца за ними двадцать луковъ съ под- лукомъ.... и изъ полполтрети лука не написалъ ничего, а сами и по cie число всяюе подати сбираютъ съ т£хъ луковъ по прежнимъ книгамъ писца Василья Агалина да по.... Степана Федорова. И намъ Великому Государю пожаловать бы ихъ не велЬть; тому ихъ ложному челобитью не верить, а велеть бы имъ съ тЬми стар цами и Кандалашскими нрестьяны по книгамъ Василья Агалина и по росписи, что развытилъ Стольникъ и \ воевода Иванъ Дверкаловъ дать счетъ, потому что они, посацюе люди, и т!Ь Пречистенскаго Монастыря Стар- .1 цы и Кандалашсюе крестьяне и всЬ уЬздиые люди и кре]ценные и некрещенные лопари тЬхъ временъ девя- j носто третьяго году всяюе доходы сбираютъ и платятъ по тЬмъ писцовымъ книгамъ Василья Агалина, а не по Алаевымъ книгамъ Михалкова; да книгъ его въ Кольской острогъ не прислано, потому что ему пи сать ихъ промыслы не велЬно и сш бы челобитную послать къ МосквЬ. Еъ той Челобитной три человека старцовъ, да четыре человека посацкихъ людей руки приложили. Да въ прошломъ же 176 (1668) году Декабря въ 12 день били челомъ отцу Нашему Государеву блаженные памяти Великому Государю Кандалашскаго Монастыря Игуменъ 1оакимъ еъ братею да Кандалаш- \ сюе волости крестьяне въ прошлыхъ де во 171 (1663) и во 173 (1665) и во 174 (1666) год'бхъ. по ихъ челобитью даны пмъ грамоты, а по тЬмъ де грамотамъ велЬно' Печенскаго Монастыря Старцамъ и Коль- скимъ посацкимъ людемъ съ ними во всякихъ земскихъ расходахъ, въ подводахъ и въ кормахъ счетъ дать, съ коихъ лЬтъ счету не бывало противъ прежнихъ счетныхъ грамотъ: по прежнему Печенскаго Монастыря Старцовъ п посацкихъ людей тремя доли а имъ четвертою долею, а безсчету де не велЬно на нихъ искать ни въ каюе земсюе расходы и Коляны де посацюе люди и Печенскаго Монастыря Старцы съ ними ни въ чемъ не считались: учинились сильны и непослушны. Да въ прошломъ же де 175 (1667) году били челомъ они, Коляны посацюе люди, и Печенскаго Монастыря Старцы о счет® и о поверсткЪ земскихъ всякихъ расходовъ, и противъ де того челобитья дана пмъ общая Грамота; а велЬио имъ съ Коляны Посацкими людьми и съ Поченскими Старцы дать счетъ во всякихъ земскихъ расходахъ по писцовой книгЬ иослЬдняго Писца Алая Михалкова по лукомъ безволокитно. По счет® де они по мнопе годы волочась обнищали и одолжали; и намъ Великому Государю пожаловать бы ихъ: велЬть въ Кольскомъ острогЬ съ Еоляны иосацкими людьми и еъ Печенскими Старцы во всякихъ зем скихъ расходахъ въ подводахъ и въ кормахъ дать счетъ по писцовой книгЬ послЬдняго писца Алая Михал кова по лукомъ, чтобы имъ отъ мнопе волокиты въ конецъ не погинуть; у той челобитной ничьей руки не приложено; да подъ той челобитной въ очной ставкЬ написано: 176 (1668) г. Декабря въ 12 день Коляны Посацюе люди Васька Звягинъ счетоварницы на очной ставкЬ съ чернымъ дьякономъ Исидоромъ, выслушавъ челобитную, сказали: въ Кольскомъ де острог* книгъ Алая Михалкова н’Ьтъ, а дань де они платятъ по пис цовой киигЬ Василья Агалина; по той де книгЬ они и считаются и они де кандалашсюе старцы дань пла тятъ по той же книг®, потому де они по алаевымъ книгамъ и не считаются, что тЬхъ Алаевыхъ книгъ нЬтъ и въ Кольской острогъ т4 книги не присланы; и билъ челомъ Ивашко Звягинъ, чтобы его Дьякона допросить, по которой де книг* они дань платятъ; и черный дьяконъ Сидоръ сказалъ: по которой де кни- rt они дань платятъ, того онъ не знаетъ, а вЬдаютъ де про то прежше старцы, а онъ де въ Монастырь человЬкъ новой. И Васька Звягинъ сказалъ—у вихъ де на МосквЬ на Алая Михалкова было челобитье, по тому де въ Кольской острогъ его Алаевыхъ книгъ и не прислано, тутъ де его книги и опорочены; а въ Кандалашской де волости и въ Монастырь по Васильевой книг* Агалина написано сорокъ луковъ, а въ Алае выхъ книгахъ написано двадцать луковъ, а двадцать луковъ Алай Михалковъ имъ съ братаею и Кандалак ш и Монастырь наровя далъ. Къ той очной ставкЬ черной дьяконъ Сидоръ руку приложилъ. Васька Звя-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz