Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

391 сываемое сказкой собьте. Этимъ-то путемъ и произошли сказочные разсказы о чуди, о деятельности нойдовъ, о борьбе съ Сталло и т. п. Принаровленные къ одной личности, они породили эпосъ о богатыряхъ, объ Олофе, и Няле и Лаурукадже— все эти разсказы считаются лопарями былью. Песня, воспевая какое набудь проистесттае въ погосте, имеетъ въ виду лишь местный интересъ и не должна бы была выходить за пределы даннаго погоста. В ъ дей­ ствительности это происходитъ иначе: дело въ томъ, что, если песнь воспеваетъ какое нибудь собьте, способное заинтересовать не только местныхъ жителей, но и жителей другаго погоста, однимъ словомъ, если воспеваемое собьте выходитъ изъ ряда обыкно- венныхъ, то песнь получаетъ очень скоро распространеше почти что по всемъ местно- стямъ „Лопи“ . Пр1едетъ лопарь изъ соседняго погоста въ гости, услытитъ новую песнь и при- несетъ ее собой въ свое селеше. Тамъ услышатъ ее его односельчане и новая песнь вскоре получитъ право гражданства на новой почве; изъ этого погоста она заносится въ другой, третй и т. д. и въ непродолжительномъ времени, перелетая изъ устъ въ уста, она идетъ по Лапландш, разсказывая, что выдающагося случилось въ томъ или иномъ месте. Но, конечно, чтобы песнь получила распространеше этимъ путемъ, требуется, чтобы она была настолько интересна, что перенесенная на новую почву, продолжала интере­ совать своей фабулой слушателей, не знающихъ ни лицъ, о которыхъ идетъ въ бываль­ щине или песне речь, не бывавшихъ, быть можетъ, въ погосте, въ которомъ произошло описываемое собьте. Кроме этого способа распространетя песни—существуете еще дру­ гой: лопари какъ я говорилъ, ездятъ сватать себе невестъ въ 4y*ie, иной разъ отда­ ленные, погосты. Новая хозяйка, знающая обыкновенно все песни, циркулирующая въ ея селешй, приносите ихъ и на свою новую родину. Отъ нея учатся чужепогостнымъ пес- нямъ и бывалыцинамъ и дети ея, и родственницы, живушдя съ нею подъ одной кровлей, и знакомыя, съ которыми ей приходится встречаться и въ тупе и на работахъ. Поэтому случается нередко, что песня, сложенная где нибудь въ отдаленной отъ Нотозера—Паз­ реке, не отличающаяся иной разъ даже интересомъ своей фабулы, встречается, занесен­ ная этимъ путемъ, въ Нотозерскомъ погосте или Сонгелахъ. Такимъ путемъ, между про- чимъ, принесенабыла изъ Пазреки наНотозеро приведенная выше бывальщина о девушке, похищенной орломъ. В ъ тесной связи съ описаннымъ видомъ бывальщины и песни лопарской стоятъ и те бывальщины и песни, которыя имеютъ, такъ сказать, нравоучительный, назида­ тельный характеръ. И этого рода поэтичесгая произведетя имеютъ въ подкладке, по убежденно лопарей по крайней мере, фактъ бывшй въ действительности; въ нихъ только не обозначается ни место дейеттая описываемаго собьтя, ни имена лицъ, о которыхъ въ песне или бывальщине идетъ речь. Это скорее басни, которыя указываютъ на требо- вашя, представляемый общества къ своимъ сочленамъ. Въ большинстве случаевъ этотъ видъ бывальщины и песни описываетъ сватовство какого нибудь парня на девушке своего или чужаго погоста; ни именъ парня и девушки, ни места сватовства не указывается; за­ темъ объясняются причины, побудивппя парня отказаться взять данную девушку замужъ или наоборотъ мотивы, которыми онъ руководствовался при выборе именно ея. Я гово-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz