Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
388 больно длинную эпическую поэму о такой личности, бол'Ье или менее подробную его 6io- графпо или, по крайней мере, довольно подробный сведетя объ изв'Ьстномъ перюде его жизни. Такимъ лицомъ на Нотозере является лопарь Иванъ Титовъ, некогда одинъ изъ самыхъ богатыхъ лопарей въ Кольско-лопарской волости и жена его Афимья Егоровна, въ п’Ьсяяхъ называемая часто просто Егоровна, некогда первая красавица всехъ окрест- ныхъ погостовъ. На Нотозере Н'Ьтъ почти ни одной песни, въ которой не упоминался-бы Иванъ Титовъ или Егоровна: то они являются сватами, то миротворцами, то посредни ками въ спорахъ двухъ лопарей; то разсказывается .про чудесное явлете, бывшее ему, Ивану Титову; то воспевается болезнь жены его, Егоровны; однимъ словомъ, почти ни одна песнь безъ Ивана Титова или Егоровны не обходится и такъ или иначе упоми- наетъ -о нихъ. Славу, которую Иванъ Титовъ и Егоровна стяжали себ'Ь, объясняется Т'Ьмъ, что они имели всегда большое B.4iHHie на всЬ дела въ погост'Ь, какъ всл1>дств1е своего бо гатства и ума, такъ и, между прочимъ, оттого, что Иванъ Титовъ, по выражение лопа рей, „маленько колдунъ", а Егоровна была первой красавицей и тоже „маленько кол довства умеетъ“ . Разсказы, какъ Егоровна стала понимать въ колдовстве, какъ къ ней являлись духи съ ключами отъ колдовства и какъ, наконецъ, отецъ ея, умирая, оставилъ ей въ наследство свое знаше въ колдовстве — я привелъ уже выше, где касался кол дуновъ современныхъ русскихъ лопарей. Такъ какъ лопари относятся къ своимъ колдунамъ съ болыпимъ уважетемъ и суевернымъ страхомъ, то неудивительно, что Иванъ Титовъ и Егоровна должны были, при своемъ къ тому же богатстве и уме, выделиться изъ толпы и послужить темой для многихъ песенъ и бывалыцинъ. Какъ-бы то ни было, но если соединить все ходяпця среди лопарей песни про эту чету, Ивана Титова и Егоровну, въ одно целое, мы полу- чимъ длинную эпическую поэму. Песнь, разъ сложенная на происшедппя въ действительности собыия, продолжаетъ долго еще жить въ устахъ лопарей, конечно, лишь подъ услов1емъ, чтобы самъ воспе ваемый фактъ произвелъ более или менее сильное впечатлете на свидетелей происпгеедвдя. Песнь переходитъ изъ устъ въ уста, изъ поколешя въ поколете; умираютъ тгЬ лица, которыя были виновниками или участниками воспЬтаго происшемтая, умираютъ и тгЬ, которыя были свидетелями его, но песнь продолжаетъ жить долго еще въ устахъ потомковъ этихъ лицъ, подчасъ даже потомковъ довольно отдаленныхъ. Переходя, такимъ образомъ, изъ устъ въ уста, изъ поколешя въ поколете, нель зя, конечно, ожидать, чтобы песнь оставалась неизменной, чтобы она сохранялась долго въ томъ виде, какой она приняла въ моментъ своего появленья. Съ течетемъ времени въ песни, какъ и въ бывальщине, происходятъ перемены и до- бавлетя: и чемъ больше времени протекло съ момента ея составлетя, темъ этихъ добавлешй больше. Вообще, съ отдалетемъ отъ времени и мЬста, воспетаго проистемтая, въ нее вво дится элементъ чудеснаго, сказочнаго; собыпе украшается чудесами, сверхъестественными явлетями; поэтичесые обороты речи и сравнешя встречаются несколько чаще; тутъ на сцену является и собака, которая говоритъ человеческимъ голосомъ, и орелъ, уносянцй
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz