Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

381 съ собой Варвару Шукерьевпу: „ты,—говоритъ, Варвара Лукерьевпа, полдень со мной нитки прясть, (т. е. сватать) Татьяну Алексеевну. Они поехали; народъ говоритъ: „какъ бы васъ облили опарой (Когда отказываютъ сватающимся, ставягь на дверь чашку съ опа­ рой; сваты входя въ домъ толкаютъ дверыо чашку; она на нихъ падаетъ; после этого сваты ничего не говорятъ о сватовстве). Они пргЬхали въ Сонгельсий погостъ. Варвара Лукерьевпа зашла къ Татьяне Алексеевне; дело устроила; Татьяна Алексеевпа и говоритъ отцу: „дай мне, отецъ, въ приданое „Никольскаго" быка“ . Отецъ и говоритъ ей: „полно тебе, девушка, молоть: на какомъ-же быке я-то поеду ва Соломоньей Апдреевной; я хочу на ней жениться. Коли отдамъ тебе „Никольскаго“ быка, не будетъ у меня другаго быка который прямъ какъ онъ, который такъ хорошо ходитъ по погодливой тундре (т. е. ио тундре во время непогоды); а чтобы пройти по погодливой тундре, нужно ухо себе пе­ реломить, (т. е. трудпо пройти)". Татьяна Алексеевна и замолчала." „Фофановъ-старикъ ходитъ по погосту; Фофановъ-старикъ ходитъ по Нотозер- скому погосту; хочетъ онъ жениться на вдове. На немъ шляпа кольская; у него сапоги скривились противъ солнца: ноги у него кривыя. Онъ идетъ къ вдове посидеть. При­ шелъ къ вдове, се.лъ возле вдовы и говоритъ: „здорово, Марья Лукерьевна.“ Се.лъ и стали они разговаривать и вино пить. Онъ говоритъ, смеется, иодливаетъ и сватается. Посватался онъ; они опять начали вино пить. Фофановъ-старикъ съ собой принесъ. При­ шелъ къ нимъ Ванька Титовъ, да Афимья Егоровна, да кумъ Марьи Лукерьевпы; онивсе стали нить, а вина только что на дне осталось—все выпили. Ванька Титовъ взялъ обеи­ ми руками хрустальную рюмку и все выпилъ, что было. Лопари стоятъ на улице и го­ ворятъ: „Титовъ пришелъ и Фофановское скудное вино все выпилъ.“ Марья Лукерьевпа и говоритъ куму: „кумъ, пойдемъ со мной въ амбаръ, можетъ я найду вина въ амба­ ре: пе хватаетъ этого фофановскаго скуднаго вина; хоть две бутылки все-же найду.1 Они пошли въ амбаръ, а народъ стоитъ на улице и говоритъ: „куда ты, Марья Лукерь- евна, запоходила. Для смеха ведь пришли свататься на тебе; видно, что оленей получше то у жениха не было: для свадьбы-то взяли техъ, на которыхъ дрова возятъ. „Народъ смеется, а она и говоритъ: „можетъ быть и ггЬтъ другихъ оленей, можетъ быть и пу­ стили ихъ далеко: долго было искать.1 Пришла она изъ амбара и принесла въ кармане вина бутылку поставила на столъ. Се.ли въ большой уголъ: она и женихъ, и сватъ. Его­ ровна и стала поздравлять: „съ зарученной невестой,1 говоритъ. А Никифоръ—кумъ смотритъ на Егоровну подмигиваетъ и смеется. ■ Ванька Титовъ, какъ заметилъ это, раз- сердился, сделался чернее угля—не понравилось ему это. Невеста и говоритъ: „кума, Афимья Егоровна, садись возле меня; ты, Никифоръ-кумъ, садись возле Егоровны.1 Опи сели и начали пить.1 Вводя насъ въ обстановку лопарскую и пересказывая случаи изъ жизни односель- чанъ, не все песни современнаго лопарскаго эпоса передаютъ такъ сжато и сухо совер- пшвпийся фактъ; въ некоторыхъ изъ нихъ встречаются олицетворешя и сравнетя: мо­ лодая девушка сравнивается съ тоскующей лебедыо, приравнивается по красоте къ ва­ женке, преимущественно белой; молодой красивый лопарь называется „гордымъ ирвасомъ.1 Въ помещаемой мной ниже песне, въ которой описывается, какъ герой песни зажегъ костеръ и положилъ въ огонь, сучья смолистой сосны говорится: „и смола потекла, слов-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz