Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
380 черпнуть изъ irbcmi. И образъ лопаря возстаетъ въ пйсняхъ ясн'Ье, определеннее и рельефнее очерченныыъ, чемъ въ иростомъ пересказе изследователя. Какъ я уже говорилъ, все, что можетъ интересовать погостъ, все складывается въ песнь или бывальщину. Фактовъ выдающихся, изменяющихъ жизнь лопаря, влйш- щихъ на его взгляды, конечно, почти совсемъ не случается. Если не брать даже ра боты, которой занять лопарь почти что весь годъ, то жизнь его все-таки скучна и одно образна. Поэтому, какъ я уже сказалъ, даже тагае факты, какъ выходъ замужъ или женитьба кого-либо изъ жителей погоста, случайная слерть однопогощанина, проездъ чи новника и т. п. считаются уже собьтями, достойными быть воспетыми. А такъ какъ факты смерти отъ несчасгнаго случая, даже семейныя ссоры являются въ жизни лопаря собьтями крайне редкими, то естественно, что большинство песенъ посвящены описа- тямъ сватовства или свадьбъ и лишь сравнительно немпопя говорятъ о смерти, прелю- бодеянш, отношетяхъ между супругами и т. д. Мне уже раньше приходилось приво дить песни, рисуюнйя намъ бытъ лопаря: именно, песнь о похищенш Ивапомъ Оедоро- вичемъ Катерины Карповны изъ дома ея дяди; irbcub о томъ, какъ мужъ уличилъ свою жену въ неверности и песнь описывающую сватовство и др. Во всехъ ихъ ярко рисуется лопарь, несмотря на простоту изложешя и па бедность и обыденность темы. Не повторяя приведенныхъ мною уже песенъ, передамъ несколько песенъ, рисую- щихъ намъ быгъ современнаго русскаго лопаря. „Александръ Матвеевичъ задумалъ ехать жениться на Аксинье Оадеевне. У пего нетъ оленей, не на чемъ ехать ему. Опъ и сталъ у Трифона-лонаря просить: „Трн- фонъ,— говоритъ,—ты кумъ мне; дай мне оленей". Трифонъ сталъ думать и думалъ онъ долго, сообразно съ своимъ длинпымъ. носомъ; онъ думалъ: отдать или нетъ оленя „Чер ный лобъ“ . Отдалъ оленя; Александръ Матвеевичъ запрегъ оленя въ кережу и поехалъ въ Бабенгсгай погостъ. Поехалъ— а у отца съ матерыо не спросился. Онъ поехалъ, да и заблудился; онъ заблудился и назадъ пр1ехалъ. Пр1ехалъ и сталъ у отца и у матери благословетя спрашивать; они благословили. Благословили и спрашиваготъ: „отчего ты поехалъ безъ нашего благословетя? иоэтому-то ты и заблудился; поедемъ теперь вместе". Онъ и говоритъ: „простите меня: незналъ, какъ у васъ благословетя просить—боялся." Они поехали всей семьей, со всеми овцами, со всемъ семействомъ. Они поехали. Игиа (возжа) разорвалась но дороге и они остановились на полпути. Они стояли, а олени убе жали. Пошли искать, пришли они къ озеру. Отецъ и спрашиваетъ у Александра Мат веевича: „где у тебя олень и овцы съ кережой? Какъ же ты, дурень, хочешь жениться? Никакая девка за тебя не пойдетъ; последняго оленя потерялъ; не удалый ты; безпут- ный ты! Не надо тебе жениться!" Они заспорили, отецъ съ сыномъ; отецъ разсердился, схватилъ игну и ударилъ ею Александра Матвеевича по спине. Мать стала ихъ разни мать, отецъ и ее црибилъ игной. Поискали оленей— нашли; поехали въ Бабенгсгай по гостъ; npiexaflH въ Бабенгсгай погостъ; онъ опять спрашиваетъ у отца и матери благо словетя: „Дайте,— говоритъ,— мне па ней жениться". Они и благословили: „ты еще мо лодой женихъ,— говорятъ,— 18-й годъ тебе, рано тебе жениться"— но все-таки благосло вили. Они въ погосте вошли въ домъ и стали свататься за Аксинью Оадеевну". „Яковъ Корниловичъ. поехалъ въ Сонгельсгай погостъ жениться; сталъ онъ звать
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz