Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
379 одна лопарка поетъ другой эту песнь, а не другую, и вотъ лопарь въ эпическомъ по- вествованш и объясняетъ обстоятельства дела, причины, нобудивнш сложить именно эту песнь, а не другую. Размазывается далее о пр!езде гостей: следовательно, фактъ этотъ сделался известным!, и вотъ и онъ вносится въ песнь; такимъ образомъ, изъ прежняго лирическаго произведетя личпаго творчества одной изъ лопарокъ, образовалось эпическое произведете—достояте всехъ лонарей. Вотъ примеръ еще подобной же песни: Тимоеей Михайловичъ Dpiexa-лъ в ъ .Сонгельсмй погостъ; хоте.чъ онъ жениться на Авдотье Васильевне. Пришелъ къ отцу ея, Василно Алексеевичу, поклонился и сггра- шиваетъ: „отдашь-ли дочь свою, Авдотыо Васильевну, за меня замужъ?1* Онъ отвечаетъ: „возьми*1; а въ приданое я даю ей 15 быковъ и 15 важенокъ. Пошелъ потомъ ВасилШ Алексеевич!, къ своей дочери, Авдотье Васильевне, и спрашиваетъ: „Пойдешь-ли за паз рецкаго мужика замужъ, за Тимооея Михайловича?" Она и говоритъ: „пойду1; и за пела: „я пойду, я пойду за Тимооея Михайловича замужъ; я буду каньги шить; руки намаслю и буду ихъ масляными руками гладить, чтобы они красивее были и блестели. Я еще пойду къ сестре Анне Васильевне, да еще буду гулять, по степенной улице буду ходить и буду воду туда посить—окачивать; съ чайникомъ буду за водой ходить1. Въ этой песне еще менее сказалось позднейшее добавлеше. Песнь Авдотьи Ва сильевны, въ которой она высказываетъ свою радость по поводу предстоящаго брака, и причины, вследеттае которыхъ она соглашается на замужество, была уловлена кемъ-ни- будь и для того, чтобы опять-таки объяснить почему она пела эту песню, прибавляется разсказъ о сватовстве Тимооея Михайловича, результатомъ котораго была выше приве денная песнь его невесты. Следовательно и здесь изъ лирической песни произошелъ пе реходъ въ короткое эпическое произведете. Итакъ, хотя лирическая noosin и существуетъ среди лонарей, но она не играетъ никакой роли въ общемъ народномъ творчестве: повидимому или забывается или перехо дить въ эпосъ. Эпичесшя же произведетя современнаго творчества лопаря, имея своимъ содер- жатемъ обыденпыя происшесттая, чрезвычайно бедны: оне не даютъ намъ неоцененныхъ указанй на бытъ прошлаго времени; оне пе могутъ указывать намъ на те бытовыя черты, давно уже исчезнувнш, о которыхъ самъ народъ часто даже не номнитъ, какъ это мы встречаемъ, хотя-бы въ обрядовыхъ песняхъ другихъ народовъ, какъ это мы встречаемъ въ некоторыхъ произведешяхъ древняго эпоса лопарей. Но подобно тому, какъ песни, разсказы, сложенные въ далегая времена, даютъ намъ точныя указатя о давно прошедтемъ быте народа, подобпо тому какъ изъ старинныхъ песней мы можемъ извлечь подчасъ данныя, ясно рисуюпця прошлое мгровоззрете народа— такъ, изъ про- изведенй новаго лопарскаго эпоса мы можемъ извлечь таия же точныя, подробный дан ныя, о современпомъ быте лопаря, попять его шросозерцате, возстановить его образъ: въ современных!, песняхъ ясно рисуется и домашняя жизпь современнаго лопаря и его взгляды, и вкусы и понятая его. Многое изъ того, что ускользаетъ отъ изследователя при разспросахъ и простомъ наблюденш, въ особенности если онъ не могъ вполне сжить ся съ лопарями, многое, что изследователю вовсе пе удалось-бы узнать—онъ можетъ но-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz