Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
ИБсни лопарсия поются однообразными утомительпымъ мотивомъ; изследователи, сообщавппе намъ сведешя о способе петя лопарей, все сходятся въ одномъ, что ло парская песнь непр 1 ятна для слуха. Некоторые сравнивали ее даже съ п’Ьтемъ евреевч, въ синагоге; Георги характеризуете пгЬше лопарей следующими словами: все слоги про износите они столь жестко, что irbHie ихъ, по этой причине, бываетъ подобно лаю и вою наипротивп'Ьйтему. Тому подобныя сведетя сообщаютъ почти все авторы. Конеч но, вч, иодобныхъ характеристикахъ есть большая доля преувеличетя, но нельзя не со гласиться, что лопарсия песни утомительны и однообразны; они выражаюте въ себе окружающую лопаря природу и какъ совершенно справедливо замечаете В. Н. Немиро- вичъ-Дапченко, „лопарская песнь чрезвычайно напоминаете переливате воды вч, ручье, тихое журчате потока". Напевч, ихч, представляете постоянное повытенш и понижете на терцно. Лопарь любитч, петг, и поетъ почти всегда, где только ему не мЬшаетъ работа или суеверный страхъ передъ божествомч,; никогда не запоетъ лопарь въ лесу, где Мецъ- хозинъ требуетъ тишины; не запоете онч, пикогда и проходя или проезжая мимо древ няго, нын Ь уже брошениаго капища. Но при рыбной ловле, при охоте, при домавшихч, работахъ, въ кегорахъ, во время своихъ путешествй, онъ любитъ пёть и поетъ. Сведетя, сообщаемыя г. Немировичемъ-Данченко, что никогда не ггЬли мужчины о женщине, пикогда не разсказывали женщины о мужчине, въ посещенныхч, мною мест- ностяхч, Лапландш, не подтвердились: мне приходилось слышать одинаково и мужчинъ и женщинъ безъ разлттая и разсказываюгцихъ и поющихч,. Повидимому, обычай, подмечен ный авторомч,, не является повсеместнымъ; и это не удивительно при томъ разнообразии въ обычаяхъ, которое встречается среди лопарей разныхъ погостовъ. Такч, какч, песня и бывальщина сходны между собою и но своему происхожденш и содержание то въ дальнеятемъ изложенш я не буду разграничивать эти два вида на родной лопарской поэзш: все сказанное о бывальщине будетъ относиться и къ песне, и наоборотъ. Въ бывальщине и песне разсказывается или воспевается все, чтобы ни случилось вч, погосте замечательнаго, взволновавшаго на время населеше, послужившаго предме- томч, разговоровч, и толковч,: произойдетч,-ли что выдающагося вч, семье лопаря, ноедетч. ли кто свататься въ чужой погостъ, умретъ ли кто неожиданнымъ образомъ все склады вается въ песню или бывальщину. Стоите новому лицу проехать черезъ поселки лопа рей, стоите члену администрацш заглянуть кч, лопарямъ, какч, возникаете уже песнь или бывальщина. Во время путешесгая моего по Лаплапдш, я узиалъ случайно, что мос- сельсие лопари успели уже сложить но этому поводу песнь, несмотря на мое кратковре менное пребываше среди нихч,. Вообще содержатемч, песни или бывальщины является всегда бывппй въ действительности фактъ, какъ бы опч, не былч, нростъ и не сложенъ, причемч, песня передаете этотъ факте,, сч, точностью и подробностью воспроизводя все мельчайппя обстоятельства, сопровождавння его. Но это пе та 1 гЬсня, которая часто встре чается у некультурныхъ народностей, когда поющй описываете въ песне то, что онч, видитч, и чувствуете: вч, такой песне преобладаете элемента лирическШ; не то у лопа рей: личность разсказчика вч, песне пе видна; слагаюшдй ее смотритъ объективно на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz