Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

ИБсни лопарсия поются однообразными утомительпымъ мотивомъ; изследователи, сообщавппе намъ сведешя о способе петя лопарей, все сходятся въ одномъ, что ло­ парская песнь непр 1 ятна для слуха. Некоторые сравнивали ее даже съ п’Ьтемъ евреевч, въ синагоге; Георги характеризуете пгЬше лопарей следующими словами: все слоги про­ износите они столь жестко, что irbHie ихъ, по этой причине, бываетъ подобно лаю и вою наипротивп'Ьйтему. Тому подобныя сведетя сообщаютъ почти все авторы. Конеч­ но, вч, иодобныхъ характеристикахъ есть большая доля преувеличетя, но нельзя не со­ гласиться, что лопарсия песни утомительны и однообразны; они выражаюте въ себе окружающую лопаря природу и какъ совершенно справедливо замечаете В. Н. Немиро- вичъ-Дапченко, „лопарская песнь чрезвычайно напоминаете переливате воды вч, ручье, тихое журчате потока". Напевч, ихч, представляете постоянное повытенш и понижете на терцно. Лопарь любитч, петг, и поетъ почти всегда, где только ему не мЬшаетъ работа или суеверный страхъ передъ божествомч,; никогда не запоетъ лопарь въ лесу, где Мецъ- хозинъ требуетъ тишины; не запоете онч, пикогда и проходя или проезжая мимо древ­ няго, нын Ь уже брошениаго капища. Но при рыбной ловле, при охоте, при домавшихч, работахъ, въ кегорахъ, во время своихъ путешествй, онъ любитъ пёть и поетъ. Сведетя, сообщаемыя г. Немировичемъ-Данченко, что никогда не ггЬли мужчины о женщине, пикогда не разсказывали женщины о мужчине, въ посещенныхч, мною мест- ностяхч, Лапландш, не подтвердились: мне приходилось слышать одинаково и мужчинъ и женщинъ безъ разлттая и разсказываюгцихъ и поющихч,. Повидимому, обычай, подмечен­ ный авторомч,, не является повсеместнымъ; и это не удивительно при томъ разнообразии въ обычаяхъ, которое встречается среди лопарей разныхъ погостовъ. Такч, какч, песня и бывальщина сходны между собою и но своему происхожденш и содержание то въ дальнеятемъ изложенш я не буду разграничивать эти два вида на­ родной лопарской поэзш: все сказанное о бывальщине будетъ относиться и къ песне, и наоборотъ. Въ бывальщине и песне разсказывается или воспевается все, чтобы ни случилось вч, погосте замечательнаго, взволновавшаго на время населеше, послужившаго предме- томч, разговоровч, и толковч,: произойдетч,-ли что выдающагося вч, семье лопаря, ноедетч. ли кто свататься въ чужой погостъ, умретъ ли кто неожиданнымъ образомъ все склады­ вается въ песню или бывальщину. Стоите новому лицу проехать черезъ поселки лопа­ рей, стоите члену администрацш заглянуть кч, лопарямъ, какч, возникаете уже песнь или бывальщина. Во время путешесгая моего по Лаплапдш, я узиалъ случайно, что мос- сельсие лопари успели уже сложить но этому поводу песнь, несмотря на мое кратковре­ менное пребываше среди нихч,. Вообще содержатемч, песни или бывальщины является всегда бывппй въ действительности фактъ, какъ бы опч, не былч, нростъ и не сложенъ, причемч, песня передаете этотъ факте,, сч, точностью и подробностью воспроизводя все мельчайппя обстоятельства, сопровождавння его. Но это пе та 1 гЬсня, которая часто встре­ чается у некультурныхъ народностей, когда поющй описываете въ песне то, что онч, видитч, и чувствуете: вч, такой песне преобладаете элемента лирическШ; не то у лопа­ рей: личность разсказчика вч, песне пе видна; слагаюшдй ее смотритъ объективно на

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz