Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
375 заниой былиной, невольно могутъ привести къ этому заключение. Однако, съ другой сто роны, подобные разсказы о встрече богатыремъ д'Ьвицы, более сильной, чемъ онъ, являют ся далеко не исключительно русскими. Вследеттае этого, простаго вн'Ьтняго сходства не достаточно, чтобы говорить о заимствован», и это т'Ьмъ бол'Ье, что дальнейшее содержа ше преданш ничего общаго съ нашими былинами не им'Ьетъ. Вол'Ье еущественнымъ до- казательствомъ заимствовашя могутъ служить некоторыя ненащональпыя черты для ло паря, о которых!, упоминаетъ предаше: такъ, наприм-Ьръ, оба богатыря 'Ьдутт, верхомъ, тогда какъ лоиари лошадей почти не внаютъ. Но этого конечно слипжомъ мало, для до казательства заимствовашя предашя изъ русскаго эпоса. В'Ьроятн'Ье сл'Ьдуетъ въ приве- денномъ предашй вид'Ьть соединеше двухъ родовыхъ сказашй: 1) о встр'Ьч'Ь и браке родоначальниковъ и 2) отрывокъ изъ повествовашй о подвигах!, ихъ сына-богатьтря Первая часть, невидимому, восприняла въ себя заимствовашя изъ чуждаго лопарямъ эпоса: творчество лопаря на лопарской канве провело лишь несколько не лопарскихъ узоровъ— не больше. Трудно даже сказать, заимствованы-ли эти узоры изъ по.этичеекпхъ произведен^ русскихъ, шведовъ-норвежцевъ или кореловъ. Въ общемъ все родовыя предашя имеютъ своейц'Ьлыопередать какой-нибудь,въ действи тельности, бывппйфактъ, украшенный впосл’Ьдетвшдо неузнаваемости сказочными подробностя ми. Все разсказы, которыя относятся къ группе историко-героическаго эпоса лопарей считаются илибылью и строго отличаются ими отъ сказокъ; въ этомъ заключается ихъ сила и яшвучесть: какъ скоро они переходятъ въ сказки, они постеиенно забываются. Но несмотря на всю живу честь этихъ разсказовъ, ихъ многочисленность и разнообраз1е, они мало-по-малу уступают!, м’Ьсто бол'Ье новымъ разсказамъ, произведешямъ бол'Ье новаго творчества. Это объясняется т’Ьм’ь, что ежегодно въ Лапландш возникает!, целый рядъ новыхъ п’Ьсней и разсказовъ, ко торые, распространяясь среди лоиарей, заставляютъ ихъ постепенно забывать предашя своихч, предковъ. Д’Ьло вч, томъ, что лопарское творчество не достигло той степени развит, когда оно останавливается или, по крайней м’Ьр’Ь, замедляется въ своемч, движеши, когда сложи лась уже народная литература, и народч,, продолжая петь еще свои старыя песни, начи наетъ заимствовать матер1алъ извне и переделывать чуждыя ему произведена по своему. Действительно, теперь уже замечается стремлеше лопарей заменить свои родныя песни заносными, русскими. Но это стремлеше еще крайне незначительно и проявляется лишь въ т’Ьхъ м’Ьстностяхъ, которыя затронуты уже сильно русскимъ в.'пмемъ. Но даже и вч, этихч, местностях!, это стремлеше ие усп’Ьло остановить еще народнаго творчества и рядомъ сч, заимствовашем-ь п’Ьсенч,, въ этихъ ate ногоетахъ идетъ впередъ и народное творчество, и песни и разсказы ростутч, въ своемч, числе съ каждымъ годомъ все больше. Какч, ни отличаются лопари въ своихъ нравахъ и обычаях!, и даже но языку, по погостамъ, они всЬ им’Ьютъ ту общую черту, что все они, какъ на восточном!, бе регу кольскаго полуострова, такъ и среди Скандинавы создают!, свои п’Ьсни и бывальщины. Различ 1 е, которое можно провести между современными песнью и бывальщиной ло нарей, заключается въ томч, лишь, что песня поется, бывальщина сказывается. Это един ственное различ1е между ними. Во всемъ остальномъ, въ процессе своего происхождения и развита, въ темахъ которыя избираются для той и другой, въ способе нзображен1я онисываемаго или воспеваемаго собыпя, между ними различ!я н'Ьтъ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz