Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

374 относится и разсказъ о происхожденш камня Рептъ-ойпгъ и предашя о происхожденш Айновыхъ острововъ и острова Кильдинскаго и др. Въ числе родовыхъ предаий интереснымъ является и следующее, записанное Квигстадомъ: „Жилъ былъ богатырь; искалч» онъ встречи съ равными ему по силе и разъ увпдЬлъ въ поле следч, консмй. По следу было видно, что проехалъ тутъ чело­ векъ сильный: ноги коня уходили въ землю но колено. Пустился богатырь догонять всадника, настигъ его и ударилъ сзади железной палкой пять пудъ весомъ. Всадникъ только почесался, да промолвшгь: „ишь ты, вошь проклятая!“ Бросилъ богатырь палку, выдервулъ съ корнемъ березу и ударилъ снова всадника. Тотъ это только за блоху ири- нялъ и едетъ дальше. Выхватшгь богатырь сосну и такъ тресиулъ всадника, что ло­ шадь споткнулась и всадникъ ткнулся носомъ вч, землю. Тогда только заметилъ онч, бо­ гатыря, накинулъ на него арканъ изъ толстой проволоки, привязалъ къ лошади и по­ ехалъ дальше въ лесъ. Upiexajm къ избе. Всадникъ слезъ съ лошади и крикнулъ: „ Ба­ тюшка, нривезъ я къ тебе гостя!1— „Веди его сюда1, — отвечалъ ему отедъ изъ избы. Тогда всадникъ переоделся въ женское платье, такч> какъ это была женщина, отвязала богатыря, ввела въ домъ и дала ему есть. Прожилъ онъ съ ними некоторое время и говоритъ старикъ-отецъ богатырю: „женись на моей дочери1. Не очень-то обрадовался богатырь, да делать нечего, женился. На свадьбе они здорово выпили. Молодые выпивали но полу-анкерку за одинъ духъ, старикъ вынивалъ по целому. Родился у нихъ сынъ, выросъ и сталъ ходить съ отцомч. на охоту. Одинъ разч, пришли безъ нихъ 12 разбойниковъ и стали просить у хозяйки есть. Наелись, а потомъ видятъ, что въ доме одна женщина, стали забирать себе все добро, что было въ доме. Разсердилась хозяйка, схватила клюку, загребла всЬхъ разбойниковъ въ печку и закрыла заслонкой. Пришли съ охоты отецъ и сынъ, узнали въ чемъ дело, открыли печку и предло-. жили разбойникамъ служить у нихъ и помогать имъ охотиться. Те согласились. На сле- дующй день отправилъ онъ съ ними на охоту сына. После охоты сыпч, заспулъ. Тогда одиннадцать разбойниковъ сговорились убить его. Срубили сосну и хотели повалить ее на него, но двенадцатый разбойникъ разбудилъ сиящаго. Тотъ вскочилъ, отбросилъ одной рукой сосну и заставилъ разбойниковъ идти съ нимч, къ его отцу. Отецъ сильно раз- сердился и хотелъ сейчасъ же убить всехъ разбойниковч,, но сынъ просилъ оставить вч, живыхъ одного, спасшаго ему жизнь. Отецъ не хотелъ; тогда сынъ спряталъ этого раз­ бойника за пазуху и темъ избавилъ его отъ смерти. Отъ этихъ силачей и происходить весьма распространенный въ Северномъ и Южномъ Варангере родъ „Силиныхъ“ или, но норвежски, „Staerk1 '). Д. Н. Островсгай, у котораго мы заимствуемъ это предаше, склоненъ объяснить происхождеше его изъ древне-русскаго эпоса: онъ ириводитъ это предате, „какч, при­ меръ заимствовашя и пересказа1, „напоминаюицй нашу былину о Настасье Микулишне1. Действительно, черты внешняго сходства между началомъ приведеннаго предашя и ука- г) Изв. Им. Р. Г. О. XXY, 1889, вып. IV , стр. БЗО, 831.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz