Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

32 Въ начале X IX века встречаются еще cyeBepifl среди норвежскихъ лопарей и очень ревгая воспоминашя объ языческой эпохе, которыя, однако, пропадаютъ безследно уже въ середине текущаго столе™. Естественно, что лопарь далеко не утратилъ всехъ своихъ суеверш, сохранилъ еще много, хотя сравнительно и слабыхъ воспоминанш о своей прежней вере—но и относительно норвежскихъ лопарей можно теперь сказать съ полной справедливостью, что они, какъ и шведсые лопари, „грамотныеи добрые христаане1. Вотъ въ общихъ чертахъ кратшй перечень собыий наиболее выдающихся и имевшихъ значеше для лопарей скандинавскихъ. Друия собьгпя, волновавппя Швецш и Норвегш—мало затрогивали лопарей и учаспя въ ходе событш исторической жизни своихъ соседей они не принимали. Каковы-бы ни были бури, волновавппя скандинавскй полу- островъ, какова-бы ни была борьба изъ-за релипозныхъ идей и полнтическаго преобладашя, все это проходило мимо лопарей, не нарушая строя ихъ жизни: они продолжали пасти по прежнему своихъ оленей и, для получешя звериныхъ шкуръ, обегать съ луками и стре­ лами леса и горы своей родины. Наоборотъ, те собьтя и мерощляия, которыя меньше всего волновали ихъ со­ седей, на которыя те не обращали подчасъ никакого вниматя, меняли вековой строй жизни лоцарской, отражались на ихъ м!росозерцати, ихъ вероватяхъ, ихъ быте. Если-же спросить, каково было значеше для лопаря просветительной деятельности шведовъ и норвежцевъ, что онъ вынесъ отъ многовековаго сожительства бокъ-о-бокъ со скандинавами, имея съ ними постоянный торговыя сношешя, то ответъ будетъ скорей не въ пользу просветителей. Действительно, лопари вкусили отчасти благъ цивилизащи более культурнаго соседа, они получили ткани для своихъ одеждъ, они научились пло- дамъ грамотности, стали пользоваться огнестрельнымъ орулиемъ—но съ другой стороны лопарямъ дорого стоили эти блага. Даже еще въ начале этого столепя, отиошеше нор- вежцевъ къ лопарямъ было самое презрительное; Бухъ говоритъ, что норвежцы называютъ лопарей „пеной родачеловеческаго"; трудно поверить, нродолжаетъ опъ, съ какимъ пре- зренлемъ норвел;ецъ относится къ лопарю: онъ едва-едва позволяетъ переступить ему порогъ своего дома; далее онъ приводитъ поговорку: „я на него обращаю также мало вниматя какъ на лопаря"; я самъ неоднократно слышалъ, заключаетъ онъ, что лопарю цена одна что собаке 1). -- Рядомъ съ этимъ нрезрительнымъ отношешемъ шла всесторонняя эксплоатащя лопаря; въ торговле его обманывали и научили обманывать самого; норвелкий ромъ, въ связи съ другими крепкими напитками, не одного лопаря свелъ въ могилу; непомерные поборы привели многихъ къ обеднение. Достаточно заметить, что при такихъ услов1яхъ, когда на лопаря смотрели только съ точки зрешя возможности его эксплоатировать, — онъ немного хорошаго могъ вынести отъ своихъ соседей и безъ сомнетя, до своего „про- свещетя“ , жилъ гораздо счастливее и покойнее. Неудивительно поэтому, что совре­ менный лонарь смотритъ и подозрительнымъ, и себе на уме, что онъ не прочь и обма­ нуть торгующаго съ нимъ, что онъ ушелъ въ себя. Вековыя столкновешя съ соседями l) L. v. Buch. Voyage еп Norvege efr eu Laponie. I, стр. 401.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz