Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
373 сказовъ пов'Ьствуютъ о подвигахъ Лаурукаджа въ борьбе съ русскими, карелами или чудыо. Лаурукаджъ отличался г1шъ, что лучше вс’Ьхъ зналъ Лапландш, поэтому враги, приходивиие 1 ’рабить лопарей, всегда брали его въ проводники. Лаурукаджъ никогда не отказывался, но всегда старался такъ или иначе погубить враговъ. Такъ, пришли разъ карелы, опустошили Лапландш, и взяли Лаурукаджа, проводить ихъ по озеру Оунасъ Эрви. По дорог* карелы проголодались и просили Лаурукаджа пристать къ одному остро ву. Они на острове поели и легли спать, а къ лодкамъ приставили сторожей. Сторожа тоже заснули. Лаурукаджъ снесъ въ лодки все, что карелы вынесли на берегъ: оруж!е, котлы, топоры, припасы. Затемъ онъ связалъ лодки и сталъ направлять ихъ къ берегу. Сторожъ проснулся, хотелъ взята мечъ, но Лаурукаджъ его взялъ уже раньше. Сто- рожъ вошелъ въ воду и схватилъ руками лодку, въ которой сиделъ Лаурукаджъ; тотъ взялъ мечъ и отрубилъ ему пять пальцевъ; они и упали въ лодку; на одномъ нзъ паль- цевъ было золотое кольцо. Сторогкъ бросился будить кареловъ; те вскочили, но Лауру каджъ былъ уже посредине озера. Карелы стали звать его обратно: „пр1ез;кай, милый братецъ, поешь каши, съ шведскимъ масломъ, своей ложкой” . Лаурукаджъ ответилъ имъ: „есть у меня и каша и мука1. Одинъ карелъ, разсердившись и закричалъ: „иргбзжай сюда: мы вольемъ тебе въ глотку растопленнаго олова". Девять дпей и девять ночей Лаурукаджъ объезжалъ островъ, чтобы карелы куда-нибудь не ушли. На десятый день онъ иристалъ къ берегу; оказалось, что все перемерли—одинъ лишь былъ еще живъ, и тотъ еле головой двигалъ. Разъ руссгае просили Лаурукаджа проводить ихъ по Потмоки; когда доехали до водопада, Лаурукаджъ посоветовалъ имъ связать лодки вместе и лечь ничкомъ на дно лодокъ, чтобы не испугаться водопада. Руссие такъ и сделали; Лаурукаджъ направилъ лодки къ берегу, самъ выскочилъ на подводный камень, а остальные погибли въ водо паде; потомъ Лаурукаджъ переплылъ на берегъ. Совершенно тагае же разсказы о гибели чуди я приводилъ уже; быть можетъ со временные руссгае лопари забыли имя того проводника, который ногубилъ, такимъ обра зомъ, чудь, быть можетъ, что подобные разсказы иросто пр1урочены уже впоследствш къ Лаурукаджу. Руссгае решились, наконецъ, убить Лаурукадя;а. Окружили его домъ и стали тре бовать, чтобы онч, вышелъ; Лаурукаджъ набилъ чучелу изъ мяса; нарядилъ его въ свою одежду и выбросилъ русскимъ; те подумали, что это онъ самъ, принялись его колоть копьями и рубить мечами; а Лаурукаджъ въ это время убежалъ. По вар1анту, онъ еще и околдовалъ русскихъ, такъ что они другъ друга побили. Наконецъ, но третьему вар1анту, онъ чучелу набилъ пухомъ, вследств1е чего руссме покрылись облаками пуха, а онъ въ это время убежалъ. К ъ героическому эносу следуетъ отнести и разсказы о нойдахъ, о ихъ силе въ колдовстве, о ихъ деятельности и могуществе. Разсказы, нередаюгще намъ о нойдахъ, я поместилъ уже выше. Въ большинстве случаевъ они составляютъ родовыя сказан1я, но какъ и все, проч1я произведешя переходятъ постепенно, и почти все перешли изъ соб ственности исключительной рода, въ собственность всехъ лопарей вообще. Къ такимъ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz