Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

373 сказовъ пов'Ьствуютъ о подвигахъ Лаурукаджа въ борьбе съ русскими, карелами или чудыо. Лаурукаджъ отличался г1шъ, что лучше вс’Ьхъ зналъ Лапландш, поэтому враги, приходивиие 1 ’рабить лопарей, всегда брали его въ проводники. Лаурукаджъ никогда не отказывался, но всегда старался такъ или иначе погубить враговъ. Такъ, пришли разъ карелы, опустошили Лапландш, и взяли Лаурукаджа, проводить ихъ по озеру Оунасъ Эрви. По дорог* карелы проголодались и просили Лаурукаджа пристать къ одному остро­ ву. Они на острове поели и легли спать, а къ лодкамъ приставили сторожей. Сторожа тоже заснули. Лаурукаджъ снесъ въ лодки все, что карелы вынесли на берегъ: оруж!е, котлы, топоры, припасы. Затемъ онъ связалъ лодки и сталъ направлять ихъ къ берегу. Сторожъ проснулся, хотелъ взята мечъ, но Лаурукаджъ его взялъ уже раньше. Сто- рожъ вошелъ въ воду и схватилъ руками лодку, въ которой сиделъ Лаурукаджъ; тотъ взялъ мечъ и отрубилъ ему пять пальцевъ; они и упали въ лодку; на одномъ нзъ паль- цевъ было золотое кольцо. Сторогкъ бросился будить кареловъ; те вскочили, но Лауру­ каджъ былъ уже посредине озера. Карелы стали звать его обратно: „пр1ез;кай, милый братецъ, поешь каши, съ шведскимъ масломъ, своей ложкой” . Лаурукаджъ ответилъ имъ: „есть у меня и каша и мука1. Одинъ карелъ, разсердившись и закричалъ: „иргбзжай сюда: мы вольемъ тебе въ глотку растопленнаго олова". Девять дпей и девять ночей Лаурукаджъ объезжалъ островъ, чтобы карелы куда-нибудь не ушли. На десятый день онъ иристалъ къ берегу; оказалось, что все перемерли—одинъ лишь былъ еще живъ, и тотъ еле головой двигалъ. Разъ руссгае просили Лаурукаджа проводить ихъ по Потмоки; когда доехали до водопада, Лаурукаджъ посоветовалъ имъ связать лодки вместе и лечь ничкомъ на дно лодокъ, чтобы не испугаться водопада. Руссие такъ и сделали; Лаурукаджъ направилъ лодки къ берегу, самъ выскочилъ на подводный камень, а остальные погибли въ водо­ паде; потомъ Лаурукаджъ переплылъ на берегъ. Совершенно тагае же разсказы о гибели чуди я приводилъ уже; быть можетъ со­ временные руссгае лопари забыли имя того проводника, который ногубилъ, такимъ обра­ зомъ, чудь, быть можетъ, что подобные разсказы иросто пр1урочены уже впоследствш къ Лаурукаджу. Руссгае решились, наконецъ, убить Лаурукадя;а. Окружили его домъ и стали тре­ бовать, чтобы онч, вышелъ; Лаурукаджъ набилъ чучелу изъ мяса; нарядилъ его въ свою одежду и выбросилъ русскимъ; те подумали, что это онъ самъ, принялись его колоть копьями и рубить мечами; а Лаурукаджъ въ это время убежалъ. По вар1анту, онъ еще и околдовалъ русскихъ, такъ что они другъ друга побили. Наконецъ, но третьему вар1анту, онъ чучелу набилъ пухомъ, вследств1е чего руссме покрылись облаками пуха, а онъ въ это время убежалъ. К ъ героическому эносу следуетъ отнести и разсказы о нойдахъ, о ихъ силе въ колдовстве, о ихъ деятельности и могуществе. Разсказы, нередаюгще намъ о нойдахъ, я поместилъ уже выше. Въ большинстве случаевъ они составляютъ родовыя сказан1я, но какъ и все, проч1я произведешя переходятъ постепенно, и почти все перешли изъ соб­ ственности исключительной рода, въ собственность всехъ лопарей вообще. Къ такимъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz