Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
побила несметное число лопарей; одинъ нойда явился: онъ заклялъ гору, и гора раскры лась; вс'Ь лопари и вошли туда; пришла чудь, видитъ н'Ьтъ никого. Только одинъ чудинъ сльппалъ какъ лопарскй колдунъ произносить заклинашя; чудь легла спать, лопарскй кол дунъ опять ироизнесъ заклятае и гора открылась; лоиари всЬ вышли и гора закры лась вновь. Чудинъ хот’Ьлъ поймать лопарей, и, такъ какъ сльппалъ закляпе, то и ска залъ его— гора и раскрылась; чудь вошла въ гору; гора закрылась, а открыть ее снова чудь не съум'Ьла; они вс'Ь и умерли въ гор'Ь. Съ чудыо была лопарка, которую они уве ли съ собой силой. Отецъ ея и просилъ колдуна взять дочь изъ горы. Колдунъ долго не соглашался, наконецъ уступилъ просьбамъ отца, приказалъ гор'Ь открыться. Чудь вся лежала мертвой; умерла и лопарка. Гора же съ гЬхъ поръ. и стоитъ открытой, и гово рятъ, что и до сихъ поръ кости б'Ьл’Ьютъ*. Съ разсказами онашесттаяхъ чуди, шведовъ, русскихъ или кареловъ, связанъ, глав- ныыъ образомъ, и героически! эпосъ, лопарей, ихъ разсказы о богатыряхъ своихъ. Строго говоря, среди русскихъ лонарей н'Ьтъ героическаго эпоса, какъ н'Ьчто ц'Ьльнаго. Это обыкновенно рядъ разсказовъ, подчасъ въ никакой связи другъ съ другомъ не стоящихъ, о подвигахъ того или ипаго лица. Подвиги эти опять таки, главнымъ образомъ, относятся къ нашествно чуждыхъ племенъ на лопарей. Вотъ почему эпосъ исторически! и герои- ческй стоятч, вч, самой йеной связи у лопарей. Къ такимъ разсказамъ о народныхъ герояхч, сл'Ьдуетъ отнести приведенные выше разсказы о подвигахъ нойды Максима, Лина ) и Михайлы и разсказч. о НялгЬ. ВсЬ эти разсказы суть ничто иное какъ отрывки, или лучше сказать уцЬлЬвгшя части ц'Ьлаго цикла разсказовъ объ этихъ лицахъ, могуще- ственныхч, нойдахч,, ведшихъ борьбу съ. чудыо. Заметить это не трудно, если вглядеться въ сами эти разсказы. Въ предашй о нойД'Ь Максиме, мы видимъ изъ за-чего началась борьба между нимъ и чудыо; подробно разсказанъ и эпизодъ смерти Максима; середина ;г;е какъ будто сжата, пропущена: говорится лишь въ двухъ словахъ, что Максимъ убилъ семь подосланныхъ къ нему чудыо нойдовъ,. Зная, какъ передаются вообще эпичесия про- изведешя парода, до какого мелочнаго описашя обыкновенно доходнтъ въ этихъ случаяхъ народное творчество, нельзя нич'Ьмъ объяснить это короткое изложеше о борьба Максима сч> семью нойдами какч>гЬмъ, что съ течешемъ времени эти эпизоды нзъ жизни Максима забылись лопарями, и, такъ сказать, изъ девяти разсказовъ, (о мрнчпн’Ь вражды, семи слу чаевъ борьбы Максима съ чудскими нойдами и разсказ'Ь о его смерти) образовался лишь одинъ небольшой разсказч,. То же самое мы видимъ и вч, разскаа-Ь о нойдахч, Лине и МихайлФ,: разсказъ указываетч, па то, что оба они были нойды, что Линч, былъ даже могущественный колдунъ и затемъ передается разсказъ, где Линч, почти нич'Ьмъ не отличается, спасается лишь б'Ьгствомч, отч, чудп и убиваетъ у ней оленей. Очевидно, что и вч, данномъ случа'Ь сл'Ьдуетч, вч, этомъ разсказ'Ь видеть лишь одинъ эпизодч, изъ дея тельности однихъ пойдовъ, дошедшй до насч, вч, далеко не полной редакцш. Еще бол’Ье ясно, однако, выступаетъ эта отрывочность вч, разсказ'Ь о лопаре, нойд'Ь Нял'Ь. Нялъ- нойда идетъ умирать; самъ опъ предварительно заявляетъ своимъ сыновьямъ, что чудь давно уже его старается убить; предводитель чуди, наконецъ, гопится за сыновьями Няла, и въ разсказ'Ь ясно выражено, что въ факт’Ь уСпешя Няла и его сыновей, чудь полагала большое зпачеше. Между т'Ьмъ разсказъ нисколько не выясняетъ, почему чудь хочетъ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz