Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
“ что оп'Ь долго не идутъ." Пошли посмотреть и увидали: н'Ьтч, ни караульнаго, ни же- нокъ, ни одежды. Пошли искать по тупамъ; караульщика въ одной тупе нашли: лежитъ. Они спросили его: „где женки?" Онъ и говоритъ: „я озябъ, а оне остались на р-Ьк'Ь полоскать. “ Его тутъ-же и убили. Имч, не жаль было жепокъ, а жаль было платья— ку да безч> него идти? Отправили сейчасъ людей искать жепокч, во вс'Ь стороны. Одна часть пошла вверхъ по р'Ьк'Ь, другая внизъ. Женки сидЯтч, и слыгаатъ, что чудь идетъ и бронится; кольемъ чудины рыли и щупали повсюду сн'Ьгъ, да до нихъ не дошли, мно го сажени полторы. Тутъ они остановились и сказали: „не глупы-же он!;, что пойдутч, въ воду искать смерти; в-Ьрно, гд’Ь нибудь въ л'Ьсу спрятались, а тамъ, въ такую непо годь и безъ насъ пропадутъ. Только горе, что платье наше уходили." Они пошли на задъ, а женки радовались, что спаслись отъ чуди. Черезъ нисколько времени оыЬ выш ли изъ сн'Ьга и одна сказала другой: „я боялась чуди, но все -же думала, что намч> делать, когда они уйдутъ и придумала: вч. л'Ьсу, около дровч> есть лы жа: вотъ мы вовьмемъ ихъ и пойдемъ на осеннее наше место. Плохо-то то, что лыжи то одне." Думала, думала и вспомнила, что и вч, другомъ месте есть лыжи, недалеко отъ нихъ, ближе къ погосту. Чтобы чудь ихъ не заметила, оне за лыжами пошли ночью, взяли пхъ и ушли сперва по дорог’Ь, а потомъ поб'Ьжали на лыжахъ на осеннее м'Ьсто; прибежали туда, нашли сухаго оленьяго мяса и соленой рыбы, по'Ьли иотдохнули. Чудь же найдя женокъ и видя, что никто изъ лопарей бол'Ье не идетъ, пошли обратно; захва тили они изъ лопарскихъ амбаровъ все, что было подороже. Дорогого много чуди отч, вьюги и мятели погибло. Сыновья Няла пробыли въ тундр-Ь дня три; увидавъ, что ник то кч» нимъ не идетъ решились пойти на осеннее М'Ьсто: тамъ безоиасп-Ье было. Когда пришли туда, увидали, что двери у избы отперты; не знали, что это значитъ. Они боя. лись попасться врагамъ, обошли избу кругомъ осторожно, но ничего не видали. Оле ней нигде не было, и они решились войти, такъ какъ знали, что отъ пешехода уйдутъ. На всякШ случай пошелъ впередъ старппй и увидалъ свою ’жену. Та пошла сейчасъ въ избу, чтобы сказать другой, потому что та была очень пуглива. Наконецъ она ее тихонь ко толкнула и сказала: „наши идутъ." Та съ испуга упала и зубы сцепила. Прошли мужики, съ трудомъ ее отходили. Прожили около недели на осенпемъ месте, поТомъ пош ли въ погостъ: увидали что онъ весь разграбленъ. Спаслись только те, которыхъ въ по госте не было. Остальныхъ чудь убила, около половины погоста. Участче нойдовъ въ равсказахъ о чуди встречаются очень часто и, повидимому! ч'Ьмъ древнее случай, давппй поводъ къ возникновение разсказа о чуди, Т'Ьмъ роль, ко торую играютъ нойды въ пов'Ьствованш становится значительней. Мы вид-Ьли уже силь ный влементъ сверхъестественнаго въ разсказ'Ь, о лопаре Максиме, въ которомъ все Д'ЬйстМе сводится къ борьбе лопарскаго колдуна съ чудскими, приходящими' съ шведской стороны, борьбе, изъ которой чудь вышла победительницей. Такой-же сверхъестественный элементъ мы видимъ въ равсказе о девке-нойдЬ, спасшей Нотозерскй погостъ отъ на шествия чуди, записанномъ среди лопарей г. Немировичемч.-Данченко: ,1) „Пришла чудь; поб'Ьжала лопь отъ нея въ горы, и чудь въ горы; лопь въ леса, и чудь вч, Л’Ьса. Чудь *) Страна холода, стр. 199.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz