Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
н сказалъ: „что, правду я говорилъ?" После этого Михайло прикавалъ вымазать ружья кровью убитой кошки и стрелять такъ въ чудорча (предводителя чуди), чтобы одинъ стрелялъ вверхъ, другой—въ середину, третй—внизъ, чтобы отъ пули чудорча не могъ уклониться: ни нагнуться, ни вскочить. Такъ и сделали и ранили чудорча вч, погу. Остальная чудь къ тому времени подошла, увидала атамана раненымъ, взяла его сч, со бой и пошла назадъ. Дорогой чудорча сгалъ бранить чудь—та разсердилась и бросила его въ реку Тулому, въ водопадъ Верре-кушкъ, не далеко отъ Колы, а сама пошла обратно къ себе. 9. Жилъ давнымъ давно въ Печенгскомъ погосте лопарь по имени Нялъ. (Нялъ родовачальннкъ рода Егоровыхъ: отъ этого рода осталось лишь одно семейство.) У не го было два сына. Разъ они въ Фплиниовъ пошли промышлять дикихъ оленей и много убили ихъ. Въ то-же время они промышляли и бобровч. въ реке ПеченгЬ. Однажды утромъ Нялъ всталъ и сказалъ своимъ детямъ: „въ погосте у насъ худо. Пришло ту да много чуди и всехъ въ погосте они перережутъ; намъ лучше не идти въ погостъ, хотя и следовало-бы свезти мясо—много мы убили дикихъ оленей." Сыновья и сказали ему: „ты опять со своимъ вравьемъ, (а сами верили, потому что Нялъ былъ большой колдунъ и зналъ будущее: ему чертъ сказывалъ но ночамъ); намъ нужно ехать въ по гостъ и поедемъ. Говорить ты, что много чуди пришло въ погостъ, какъ-же мы ника- кихъ с.тЬдовъ нигде не видали?" „Напрасно не верите, говоритъ Нялъ, а что я говорю правду, вотъ еще что скажу: въ ловушку бобровч, понадаетъ всегда но одному, а сегод ня если найдешь тамъ два зпачитъ чудь пришла. “ Пошли, вытянули ловушку, осмотре ли,—увидали, что въ ней два бобра. Они бобровъ сч, собой взяли. „Верпте-ли теперь говоритъ Нялъ." „Не знаемъ,“ говорятъ сыповья. „Ну, когда хотите ехать, поедемч,; только еще скажу вамъ: когда придемъ къ погосту, посмотримъсъ горы, что тамъ делается." Поехали взяли съ собой и мясо дикихъ оленей. Погода была хороша, иони доехали ско ро. Остановились на горе и стали смотреть. Увидали въ погосте, на улице, много де- вокъ и женокъ, все оне нарядны, ходятъ по улице— былъ праздникъ. Сыновья увидавъ девокъ и женщинъ гуляющихъ по улице сказали отцу: „пу, гдЬ-же чудь? еслибы была чудь, недосугъ бы былъ девкамъ и женкамъ играть да наряжаться.“ Нялъ и говоритъ: „Не смотрите на это; оне все нарядны, ходятъ и играютъ; да делаютъ-то они это по неволе, ио приказу. Чудь, чтобы обмануть нашего брата, вся въ тупахъ сидитъ и смот- ритъ на нихъ отъ нечего делать. Но ужь коли вы мне не верите, останьтесь здесь и смотрите, что со мной будутъ делать. Я старь, скоро и умру, да мне отъ нихъ и не убежать, потому что они уже давно хотятъ меня убить. “ Взялъ Нялъ несколько кережъ съ мясомъ и поехалъ. Собаки въ погосте заслышавъ оленей подняли лай. Едва Нялъ въехалъ въ погостъ, какъ чудь выскочила изъ тупъ; а было ея много, очень много, три ста человекъ. Они бросились на Няла. Нялъ отрЬзалъ кережи съ мясомч,, а самъ uo'k- халь на своемъ оленЬ въ сторону. Чудь разграбила мясо и бросилась въ погошо за Ня- домъ: догнала его. Онъ вышелъ изъ кережи, вынулъ свой ножъ, и когда чудь подошла ближе бросился на чудиновъ и убилъ трехъ человекч, своимъ ножемъ; однако чуди бы ло много и Няла закололи. Атаманъ чуди, не видя никого больше изъ ироезжающихъ спросилъ: „где-же сыновья Няла?" Ему сказали: „они или остались еще промышлять или
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz