Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

31 имФз.чъ права подниматься севернее Бергена. Заграничные товары поднялись въ цене, а цена на товары, привозимые изъ Лапландш въ Бергенъ для экспорта за-i раницу, пони­ зилась—всл'Ьдсше чего только что было оживившаяся торговля на севере стала падать, а населете беднеть. Жители Бер|'ена, выхлопотавъ себе еще нисколько привиллегй, довели обитателей Финмаркета до полнаго обеднешя: началось выселеше и краю грозило полное разореше, еслибъ въ 1789 году привиллегй г. Бергена не были уничтожены и торговля не объявлена свободной '). Хотя отъ господства привиллегй страдали естественно больше всего насельники-норвежцы, но положете д'Ьлъ не оставалось безъ вл1яшя и на лопарей, и косвеннымъ образомъ в.ияло па ихъ благосостояте: эксплоатируемые жители г. Бергена, нор­ вежцы, стремились въ свою очередь эксплоатировать лопарей, и тяжелая година привиллегй легла тяжелымъ бременемъ и на лопарское населете. Просв'Ьщеше порвежскихъ лопарей хриспанствомъ начинается сравнительно поздно. Если не касаться отдЪльныхъ попытокъ, въ большинстве случаевъ оказавшихся вполне неудачными — дело просвещешя хриспанствомъ норвежскихъ лопарей было начато при Фридрихе IV, посылавшемъ миссйнеровъ въ свои северныя провинцш. Дело его про­ должали Хрисианъ IV и Фридрихъ V, при которомъ, наконецъ, все норвежсше лопари были обращены въ христианскую веру а). Проповедническая деятельность ведется сначала на лопарскомъ языке; печатаются на лопарскомъ же языке и книги для лопарей, которыя и продаются лопарямъ за без- ценокъ. Проповедь, невидимому, стала приносить богатые плоды, хотя, конечно, лопари и нескоро еще отрешились отъ своихъ древнихъ верованш: долго еще въ источниках!, упоминаются те или друпе язычестае обряды, жертвоприношешя, съ которыми долго ло­ пари не въ состоянш разстаться. Когда лопари до известной степени уже окрепли въ новой вере, обучете и проповедь па лопарскомъ языке были прекращены. Въ 1774 г. было закрыто Seminarinm Lapponicum въ Дронтгейме и въ обучете былъ введенъ нор- вержскй языкъ. Книги, печатанный на лопарскомъ языке, становились все реже и реже и христианство, повидимому, стало затемняться въ умахъ лопарей, которые постепенно стали возвращаться къ своимъ прежнимъ языческимъ обрядамъ. Въ это то время книги, печатанным на лопарскомъ языке, сослужили хорошую службу распространителямъ хри­ стианства: когда лопари увидали, что новыхъ книгъ на ихъ родномъ языке достать нельзя, они научились ими дорожить, хранили ихъ какъ святыню, и эти-то книги помешали ис­ чезнуть христианству совсемъ изъ среды лопарей. „Истинную радость доставляетъ по­ смотреть, говоритъ одинъ изъ пасторовъ, какъ счастливъ лопарь, обладая такой книгой, какъ онъ носитъ ее при всехъ перекочевкахъ съ собой, храня ее па груди, какъ свя­ тыню; съ какимъ наслаждетемъ стекаются MHorie лопари туда, где мояшо найти такую книгу, чтобы почитать или послушать слово Bofflie на своемъ родномъ языке “ ’). Не смотря на ошибки въ деле ведетя проповеди хриспанства, оно, благодаря этимъ книгамъ, не угасло вполне. Трудное, переходное время, благодаря имъ, прошло сравнительно благопо­ лучно для дела распространешя хриспанства. J) Friis: Laila, p. 211—213. 2) Нов. и достов. изв. о Лапландцахъ, стр. 12. sj Friis: Laila, p. 212, 213.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz